В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Февраль, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

Неповторимый: легендарный Т-34

фотография:
Неповторимый: легендарный Т-34

В 1945 году журналисты спросили у британского премьера, какое оружие только что завершившейся войны он считает лучшим. Уинстон Черчилль ответил, не задумываясь: «Три. Английская пушка (имелась в виду, очевидно, Ordnance QF 17-pounder, в просторечии «17-фунтовка», способная будто бы пробивать любую броню. – Авт.). Немецкий самолёт Messerschmitt. Русский танк Т-34». И добавил: «Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…»

Упомянутая Черчиллем пушка не была принята на вооружение даже ближайшим союзником англичан американцами. Да и век орудия оказался относительно недолог: к концу 1940-х она была вытеснена более совершенной, впитавшей в себя лучшие технологии… поверженного Третьего рейха.

В параде 7 ноября 1941 года приняли участие 40 танков «Т-34», сразу же после завершения его ушедшие на фронт.

Самолёт Messerschmitt обеспечивал преимущество Германии в воздухе до лета 1943 года. Он состоял на вооружении 10 европейских государств, Японии и Израиля. От первого полёта 28 мая 1935 года до полного списания в утиль прошло 23 года, от начала эксплуатации в 1937-м – чуть больше 20 лет.

Совсем иная картина с танком Т-34. В бронетанковых войсках страны, его создавшей, он оставался в строю около 50 лет, не потеряв своей боеспособности вплоть до снятия с вооружения в сентябре 1997 года. Танков Т-34 с модификациями было выпущено больше, чем любых других, где-бы то ни было: 65909 (включая лицензионные). Он состоял на вооружении 46 стран мира, расположенных во всех часовых поясах; использовался во всех климатических зонах – от Заполярья до экваториальной Африки; в некоторых африканских, азиатских и других странах (на Кубе, к примеру) его до сих пор хранят в танковых парках, и он по-прежнему готов к выполнению боевых задач. И это далеко не единственные достижения в списке рекордов танка Т-34.

Опытные танки А-32 (слева) и А-20, предшественники Т-34.

Он – чемпион в области военной стратегии, ибо германское политическое и военное руководство не имело к началу войны достоверных разведданных о нём, хотя на 22 июня 1941 года на вооружении Красной армии находилось 1066 танков Т-34. Боевое крещение они приняли в сражениях у Алитуса и Гродно (22-23 и 24-25 июня 1941 года соответственно). Узнав о существовании таких боевых машин, Гитлер будто бы сказал своему высшему командованию: «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну».

Командование вермахта до поры до времени не разделяло пессимизма фюрера. Командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Хайнц Гудериан сначала скептически отнесся к новинке – пока 300 его танков не сошлись в поединке с 50 тридцатьчетвёрками 4-й танковой бригады полковника М.Е. Катукова в боях под Мценском, где те показали полное превосходство в вооружении, броне и маневренности. За эту победу полковник стал генералом и был награждён орденом Ленина. Бригада первой в танковых частях РККА была удостоена звания гвардейской. А три с половиной года спустя, в мае 1945-го, гвардейцы маршала Катукова первыми ворвутся в логово зверя, почти поверженный Берлин.

Командующие танковыми соединениями Х.В. Гудериан и М.Е. Катуков, впервые испытавшие свои машины в крупном танковом бою.

На этом примере можно говорить о целом ряде преимуществ танка Т-34: его универсальности; оптимальном сочетании огневой мощи, защищённости и подвижности; самом мощном пушечном вооружении на каждом из этапов войны; самой рациональной форме противоснарядного броневого корпуса; наибольшей быстроходности среди танков подобного типа (55 км/ч), наибольшем запасе хода по топливу (до 420 километров на одной заправке); экономичности – благодаря уникальному быстроходному танковому дизелю В-2, потреблявшему сравнительно мало топлива, и в то же время крайне неприхотливому к его качеству.

В подтверждение того, что Гитлер таки действительно понял преимущества танка Т-34, свидетельствует и тот факт, что в августе 1941-го, когда до Москвы оставалось всего около трёхсот километров, он приказал 2-й танковой группе упомянутого генерал-полковника Хайнца Гудериана повернуть на юг – на Харьков, чтобы захватить завод, разработавший и производивший тридцатьчетвёрки. Полноценного производства немцам развернуть не удалось, но свыше 300 повреждённых на полях сражений танков Т-34 им удалось отремонтировать и поставить в строй панцерваффе. Они были распределены по 11 танковым дивизиям, включая элитные гренадёрскую «Великая Германия» и дивизию СС «Дас Рейх».

После осмотра захваченных Т-34 и КВ фюрер приказал конструкторам создать как минимум такие же боевые машины, вплоть до копирования их. Но немцам это не удалось. Они не смогли раскрыть секрет русской легированной стали, технологий изготовления литых корпусов башен, сварки косых бронированных листов корпусов под флюсом и много чего другого. Хуже всего обстояло дело с копированием дизеля В-2: ничего даже близко похожего у них не вышло.

Поединок (танки «Тигр» и «Т-34»). Художник Валерий Петелин.

Асимметричным ответом немецких танкостроителей стало появление танков «Пантера», во многом повторявшего абрисы Т-34, «Тигр», а также «Королевский тигр». Ответ получился мощным, но неправильным: последняя из названных машин весила более чем вдвое танка Т-34, две другие машины были полегче, но всё равно это были тяжёлые танки, им более соответствовали ИС-2 и КВ-2. Но что любопытно: танк «Королевский тигр», впервые в этот день примененный противником на советско-германском фронте, был уничтожен 12 августа 1944 года экипажем танка Т-34 младшего лейтенанта А.П. Оськина. Успех был неслучайным и неединичным: за два дня боёв только этим экипажем были сожжены три «Королевских тигра», один повреждён, а ещё три были захвачены целёхонькими в деревне Оглендув (Польша).

В умелых руках тридцатьчетвёрка была неподражаемо грозным оружием. Из пушки танка Т-34 А.М. Фадиным, впоследствии Героем Российской Федерации, был сбит немецкий самолёт, курсирующий низко над землёй. А экипаж танка «Т-34» старшего лейтенанта Д.Ф. Лавриненко (Герой Советского Союза посмертно) с 6 октября по 18 декабря 1941 года уничтожил 52 танка противника.

Одни из лучших танкистов Великой Отечественной войны, сражавшихся на Т-34 А.П. Оськин (слева) и А.М. Фадин.

Танк Т-34 – настоящее русское чудо, и поэтому не одному Черчиллю было не понять, «как появился такой танк…». Слишком уж много «случайностей» было собрано воедино, чтобы он состоялся. Потребовалось, чтобы успешный директор Вятской кондитерской фабрики, перешедший на партийную работу и быстро растущий по должностной лестнице, Михаил Ильич Кошкин вдруг решил «бросить всё» и по протекции С.М. Кирова смог поступить в технический вуз. Чтобы он был «замечен» наркомом тяжёлой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе и назначен в Харьков, на ХПЗ имени Коминтерна (завод № 183) на должность руководителя танкового КБ-190. Кошкину нужно было безошибочно уловить тенденцию правильного развития танкостроения и вопреки утверждённому колёсно-гусеничному опытному танку «А-20» инициативно построить чисто гусеничный А-32, ставший прообразом Т-34. Преодолеть мощное сопротивление могучего противника этой машины заместителя Наркома обороны СССР маршала Г. И. Кулика и «через его голову» заручиться поддержкой Наркома обороны СССР маршала К. Е. Ворошилова и лично И.В. Сталина. Воплотить танк в металле и маршем провести его по осенней распутице в Москву, набрав нужный для испытаний километраж пробега, после чего «с иголочки» представить руководству страны на Ивановской площади в Москве.

Создатели танка Т-34 М.И. Кошкин (слева) и А.А. Морозов.

Танк Т-34 был принят на вооружение РККА 19 декабря 1939 года: в день Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых на Руси (случайность ли?) Однако этим не закончился его тернистый путь в войска. Машина высокой проходимости, казалось, намертво завязла в бюрократической тине всевозможных согласований, технологических неувязок, технических трудностей: план выпуска её в 1940-м и первой половине 1941-го был выполнен менее чем на 30 процентов. Из запланированных 3400 машин армия получила лишь 1100. В 1940 году не стало и главного конструктора танка: пробег Харьков – Москва – Харьков подорвал его здоровье, простуда и переутомление привели к пневмонии, не помогло и удаление лёгкого с усиленным курсом реабилитации: 26 сентября в санатории М. И. Кошкин скончался.

Руководящий состав завода № 183 им. Коминтерна, создателя танка Т-34 в 1940 году.

Его несомненная заслуга – в создании концепции этой необыкновенной машины, имевшей практически неисчерпаемый ресурс для модернизации, и создании коллектива, способного далее повести этот трудный процесс. Главным конструктором и руководителем КБ стал его заместитель А. А. Морозов. Все дальнейшие модернизации этой машины – несомненное достижение Александра Александровича и возглавляемого им коллектива. В условиях войны, не снижая темпов производства, танкостроители постоянно совершенствовали боевую машину. Так были достигнуты наиболее рациональная форма противоснарядного броневого корпуса; приспособленность к серийному выпуску на различных заводах, даже не предназначенных изначально для производства танков; возможность проведения ремонта в полевых условиях. Конструкторская мысль постоянно опережала время: уже в 1940-м году, параллельно с преодолением бюрократических преград, был создан танк Т-34М, более совершенный (производство которого пришлось свернуть в пользу прежней, более отлаженной для серийного выпуска модели); позже появились Т-44, Т-64 и прочие, «генеалогия» которых прослеживается вплоть до нынешней «Арматы», и целое семейство боевых и инженерных машин, созданных на базе легендарной тридцатьчетвёрки.

Создатель двигателя «В-2» для танка «Т-34» К.Ф. Челпан (слева) и пушечного вооружения – В.Г. Грабин.

Под бронёй танка, как известно, скрыт «пламенный мотор»: этот совершенный 500-сильный двигатель В-2 был создан КБ дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода под руководством К. Ф. Челпана, репрессированного в 1937 году; его дело продолжили заместители Константин Фёдорович Я. Е. Вихман и И. Я. Трашутин. Огневую мощь Т-34 обеспечили сначала 76,2-мм танковые пушки (для Т-34-76), а потом 85-мм (для Т-34-85), разработанные под руководством талантливого конструктора В.Г. Грабина, из которых было набито много больше фашистского зверья в роде «Тигров» и «Пантер», чем из хвалёной английской «17-фунтовки».

Танк «Т-34» — любимый персонаж не только отечественных, но и зарубежных художников. Здесь представлены картины канадского художника Винсента Вэя «„Т-34“ идут в атаку» (слева) и «Красная армия в предместье Берлина».

«Т-34» действительно «самый-самый»: самый любимый танк ветеранов-танкистов, самый частый персонаж книг и фильмов о Великой Отечественной войне, самый распространённый символ Победы, возведенный на пьедесталы памятников воинской доблести. Это самый экспонируемый образец вооружения и военной техники в музеях мира – и единственный в мире образец вооружения, которому посвящен персональный музейный комплекс (деревня Шолохово, Московская область). Из всех своих собратьев он чаще всего изображаем на художественных картинах и плакатах, конвертах и открытках, почтовых марках и медалях, грамотах и памятных знаках, в масштабных моделях и в качестве призов на соревнованиях по военно-техническим видам спорта и на армейских состязаниях. Потому что он – наша слава и гордость. Потому что уникален. И неповторим.

Т-34 на параде в Донецке

… В 2014 году ополчение Донбасса сняло Т-34 с постаментов, на которых танки стояли как памятники советским танкистам, освобождавшим города и посёлки шахтёрского края. Оказалось, что машины можно поставить на ход, и они стали участниками парадов Победы в республиках.

Тип статьи:
Авторская
87

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!