В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Сентябрь, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
    

Подвиг летчиков-торпедоносцев

фотография:
Подвиг летчиков-торпедоносцев

Огромной силы взрыв потряс воздух, и над морем поднялись высокие клубы дыма, — вспоминали очевидцы. Это был первый в истории Великой Отечественной таран тяжелого бомбардировщика в Балтийском море.

13 февраля 1945 года четыре бомбардировщика 51-го минно-торпедного авиаполка, по два торпедоносца и топмачтовика, в том числе экипаж Носова, вылетели с целью атаковать немецкий конвой, состоявший по данным авиаразведки из трёх транспортов и двух кораблей охранения.

Экипаж — командир Виктор Носов, штурман Александр Игошин и стрелок-радист Федор Дорофеев — погиб геройски. При атаке они направили горящий самолет на караван немецких кораблей и потопили транспорт водоизмещением 6000 тонн. При атаке транспорта возглавлявший атаку самолёт экипажа Носова попал снаряд, но не сворачивая с боевого курса, горящий самолет продолжил атаку и таранил транспорт противника. От прямого попадания в кормовую часть и взрыва боезапаса транспорт получил значительную пробоину и быстро затонул. Весь экипаж самолёта погиб.

«И море все скрыло за десять минут. Тот взрыв прозвучал как победный салют», — напечатаны были строчки об их подвиге в боевых листовках.

Экипаж бомбардировщика были совсем еще пацаны.

Командиру Виктору Носову был 21 год. Штурману Александру Игошину — 20 лет. Стрелку-радисту Федору Дорофееву — 19. Федор — единственный из них был женат. Он женился за три месяца до отъезда на фронт. Подружились мальчишки еще во время учебы, правда, учились в разных отделениях, по разным программам.

В декабре экипаж принял свое первое боевое крещение — они участвовали в налете на вражеские корабли в порту Лиепая. «Не совсем удачно», — расстраивались ребята. – «Никого не подбили». Но в следующие вылеты они потопили несколько кораблей противника. Мальчишки успели совершить шесть боевых вылетов. Шестой был последний.

Дуглас А-20 «Бостон»

Носов, командир самолета, еще раньше говорил товарищам: «Если мой самолет подобьют в районе цели, я пойду на таран».

ОГНЕННЫЙ ТАРАН

Летчики несколько месяцев не дожили до Победы. Экипаж бомбардировщика погиб 13 февраля 1945-го, повторив подвиг Гастелло.

Вся страна узнала о героях из сводок Совинформбюро:

«… 13 февраля 1945 года для нанесения бомбового и торпедного удара по каравану кораблей фашистов, обнаруженному авиаразведкой севернее косы Хель в Балтийском море, вылетело четыре бомбардировщика. При заходе с бреющего полета в атаку на вражеский транспорт в самолет летчика Носова В.П попал снаряд зенитной артиллерии. Верные воинской присяге, летчики направили горящий бомбардировщик с бомбами на вражеский транспорт и потопили его. Летчик Носов В.П, штурман Игошин А.И. и воздушный стрелок-радист Дорофеев Ф.И. погибли смертью героев».

Из листовки политуправления Балтфлота (февраль 1945-го):

«Мы не знаем, что думали герои в последние минуты жизни. Одно ясно каждому из нас: неукротимая сила ненависти к врагу, пламенная любовь к своей Родине управляли сознанием каждого члена экипажа. Эти непреоборимые силы воодушевляли их на героический подвиг, двигали вперед, к победе. Для этой победы балтийские соколы не пожалели самого дорогого – своей жизни.

«Мы с громом фашистскую нечисть развеем,

Перед нами берлинские стены падут.

Нас доблестный Носов, стрелок Дорофеев

И штурман Игошин на подвиг зовут!»

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ НОСОВ родился 26 марта 1923 года в в городе Сенгилей Симбирской губернии. Учился в Сенгилеевской и Новодевичинской школах. В 1939 году вместе с родителями переехал в Ставрополь, где и окончил 8 класс в первой средней школе. Увлекался радиотехникой, поступил в фабрично-заводское училище, работал монтёром на местном радиоузле.

С 1942 года член ВЛКСМ. В том же году по направлению военкомата попал в пехотное училище, но перевёлся в школу гражданского воздушного флота в Сталинабаде, а в 1943 году был зачислен в военно-морское училище им. Леваневского, где получил специальность лётчика. В училище сформировался экипаж: лётчик — Виктор Носов, штурман — Александр Игошин и стрелок-радист — Фёдор Дорофеев.

18 октября 1944 года экипаж младшего лейтенанта Носова прибыл в 51 минно-торпедный полк 8-й минно-торпедной авиадивизии Балтийского флота, оснащённый американскими самолётами «Бостон» А-20. Был зачислен во 2-ю эскадрилью.

Именем Виктора Носова были названы улицы в Тольятти (1958), Калининграде (1958), Сенгилее (1945). Мемориальные доски установлены в Калининграде и Тольятти. Памятник Носову в 1965 году был установлен на площади перед речным вокзалом Сенгилея. Памятник-бюст Носову открыт в Тольятти 8 мая 1967 года у средней школы № 4.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ИГОШИН родился 13 апреля 1924 года в городе Пермь. В 1942 году окончил семилетнюю школу. С мая 1942 года работал слесарем-лекальщиком на Заводе имени Дзержинского в Перми.

В Красную Армию призван в августе 1942 года. С сентября 1942 года по март 1943 года А. И. Игошин был курсантом 3-й школы пилотов ВВС ВМФ, а в марте 1943 года в переведён в Ейское военно-морское авиационное училище. После окончания училища в октябре 1944 года был распределён в ВВС Балтийского флота штурманом экипажа «Бостон» А-20. На фронтах Великой Отечественной войны А. И. Игошин с октября 1944 года в составе 2-й эскадрильи 51-го минно-торпедного авиационного полка.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ДОРОФЕЕВ родился 5 января 1926 года в посёлке Рассвет, Куйбышевской области. Из колхозников. Учился в сельской школе в с. Медаевка, затем в с. Нижнее Санчелеево. Летом работал прицепщиком на тракторе в колхозе. Окончил 7 классов школы.

В состав ВМФ призван Ставропольским РВК в ноябре 1943 года. Дома остались трое младших братьев и молодая жена, с которой Фёдор прожил всего три месяца. С декабря 1943 по октябрь 1944 года учился в ВМАУ им. Леваневского. Там встретился с земляком Виктором Носовым. По окончании училища Дорофееву присвоили звание сержанта, он получил специальность стрелка-радиста и был направлен в распоряжение начальника штаба ВВС КБФ.

С 28 октября 1944 года он проходил службу в 51 минно-торпедном авиаполку ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.

Именем Дорофеева в Тольятти назван проезд.

НАГРАДИЛИ ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА

Командир авиаполка Иван Орленко практически сразу же подал документы, чтобы всем членам экипажа дали звание Героев Советского Союза.

Но по непонятным для авиаполка причинам наверху с присвоением наград тормозили. Вопрос о награждении поднимали много раз и в разные годы, и однополчане, и старший брат Саши Алексей, который живым и «вся грудь в медалях» вернулся с войны, но постоянно он заминался. Возможно, бумаги не подписывали из-за того, что отец командира корабля Виктора Носова, работавший прокурором, был арестован — ночью кто-то во двор подкинул два мешка пшеницы, а утром пришли с обыском. Вскоре разобрались и отпустили. И только спустя 53 года, когда уже звания Героя Советского Союза не было, им присвоили звание «Героев России».

На польской земле тоже увековечили подвиг морских летчиков, поставили памятник — десятитонный звездообразный монумент, перед которым установлен пропеллер самолета. На памятнике надпись: «Советским летчикам Виктору Носову, Александру Игошину, Федору Дорофееву, которые 13 февраля 1945 года пали богатырской смертью за нашу и вашу свободу. Граждане Пуцкого повята».

Его можно увидеть со стороны моря, на крутом обрывистом берегу мыса Розеве, на Ястребиной горе. Смертельный бой произошел неподалеку от этого места.

источники:

www.ufa.kp.ru/daily/26459/3329829/

ru.wikipedia.org/wiki/Дорофеев,_Фёдор_Иванович

ru.wikipedia.org/wiki/Носов,_Виктор_Петрович

ru.wikipedia.org/wiki/Игошин,_Александр_Иванович

Тип статьи:
Авторская
177

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!