В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Июнь, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Последний подвиг летчика Лавицкого

фотография:
Последний подвиг летчика Лавицкого

В начале марта 1944 года группа лётчиков во главе с гвардии капитаном Н.Е. Лавицким убыла в глубокий тыл, в Закавказье, откуда должна была перегнать для пополнения полков дивизии новую партию самолётов. 10 марта 1944 года группа Н.Е. Лавицкого, собравшись после взлёта в боевой порядок, взяла курс на запад. И вдруг в самолёте Н.Е. Лавицкого возникли неполадки в моторе. Аварийная обстановка быстро нарастала: упала тяга, самолёт, теряя скорость, пошёл на снижение. В кабине появился предательский едкий дым. А внизу — Гудермес, небольшой кавказский городок. Взглянув на землю, Н.Е. Лавицкий увидел впереди крупную железнодорожную станцию и множество цистерн с бензином.

Значит, надо отвернуть, а то случится беда… Покинуть самолёт, выбросившись на парашюте, уже невозможно — поздно. Плавный отворот — только бы не упасть на составы! В кабине огонь — жжёт руки, лицо. Неимоверными усилиями воли и мускулов Н.Е. Лавицкий отвернул самолёт от железнодорожных составов, выровнял его, но тут же без скорости упал на вспаханное поле, рядом с железной дорогой. Николай Ефимович Лавицкий все-таки пытался вылезти из горящей машины, но не успел — оглушительный взрыв потряс воздух… К этому времени отважный лётчик провёл более 100 воздушных боёв, сбил 23 самолёта лично и 2 в паре с ведомым.

Лавицкий Николай Ефимович родился 7 декабря 1919 года в деревне Слобода, ныне Монастырщинского района Смоленской области. Окончил 8 классов, работал продавцом универмага в Свердловском районе Москвы, окончил аэроклуб.

С 1939 года Николай Лавицкий в Красной Армии. Был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 году.

С декабря 1941 года Младший лейтенант Н. Е. Лавицкий в действующей армии. По май 1943 года служил 270-м ИАП; с июня 1943 года по март 1944 года — в 45-м ИАП(100-м Гвардейском ИАП).

К июлю 1943 года командир звена 45-го истребительного авиационного полка (216-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо — Кавказский фронт)лейтенант Н. Е. Лавицкий совершил 185 боевых вылетов, в 66 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Боевой крещение Младший лейтенант Н. Лавицкий принял осенью 1941 года в небе под Одессой. А к первой военной весне Николай был уже одним из лучших воздушных бойцов полка. В Декабре 1941 года Младший лейтенант Н. Лавицкий был направлен в Крым защищать Севастополь. Свою первую победу Лавицкий одержал 30 декабря 1941 года в районе Феодосии. Этот бой был замечателен тем, что на своей «Чайке», на биплане, ему удалось сбить современнейшую по тем временам машину — истребитель Ме-109F.

Как — то в апреле 1942 года, увлекшись воздушным боем, Лавицкий почти без бензина произвёл вынужденную посадку на аэродром 45-го истребительного авиаполка. На войне это не было редкостью. И пока техники заправляли его самолёт, Николай познакомился со многими лётчиками, с большой радостью встретил Лейтенанта Павла Берестнёва — своего старого друга. Но вот с КП полка взвилась красная ракета — сигнал группе Капитана Забоштана, которая вылетела на выполнение боевого задания. Пристроился к этой группе и Николай Лавицкий. Правда, без разрешения командования. Где там было искать кого — то!

Вскоре после взлёта группа Забоштана вступила в бой с бомбардировщиками противника, шедших под прикрытием истребителей. Прибывшие на КП Генералы Белецкий и Климов никак не могли понять, откуда в наших боевых порядках лишний самолёт. К тому же чужак вызывал у них немалое восхищение дерзостью своих атак, грамотным маневром, метким огнём. В этом бою наши лётчики одержали крупную победу, весомый вклад в которую внёс и Николай.

Через несколько дней Лейтенант Н. Е. Лавицкий был официально переведён в 45-й истребительный авиаполк. С каждым вылетом зрело мастерство лётчика. Так, 11 июня в бою с большой группой самолётов противника он уничтожил истребитель Ме-109, который рухнул в районе Балаклавы. 29 июня 1942 года, во время свободного патрулирования в паре с Иваном Сапрыкиным, сбил бомбардировщик Ju-87, подведя черту победам лётчиков — истребителей 3-й особой авиагруппы.

Летая на самолёте Як-1, Лавицкий в составе 45-го ИАП сражался в Крыму и на юге Украины.

В боях за Крым Николай уничтожил 60 автомашин, 2 зенитно — пулемётные установки, батарею зенитных орудий и до 200 солдат и офицеров врага. Только во время героической обороны Севастополя отважный лётчик сбил 4 немецких самолёта.

В одном из боёв в его машину угодил крупный осколок зенитного снаряда, но истребитель ещё держался в воздухе. Николай продолжал выполнять задание и штурмовыми ударами уничтожил несколько орудий противника.

В октябре 1942 года лётчики полка отбыли на переформирование в город Орджоникидзе, где освоили американские истребители P-40 «Киттихаук». В феврале 1943 года 45-й ИАП вернулся на фронт и Старший лейтенант Н. Е. Лавицкий был назначен командиром звена. Весной 1943 года начались новые воздушные схватки, теперь уже в небе Северного Кавказа.

22 марта в районе станции Анастасиевская звено Лавицкого встретило 20 немецких самолётов. Лётчики приняли бой и сбили 6 вражеских машин. Лично командир звена сбил 2 самолёта.

Командир 45-го (100-го Гвардейского) ИАП И. М. Дзусов с лётчиками.

На снимке слева от командира — Герой Советского Союза Н. Е. Лавицкий.

Настоящая известность к Лавицкому пришла во время боёв на Кубани. Николай быстро стал одним из лучших бойцов, о которых писали в газетах, передавали по радио.

На Кубани было сосредоточено 1400 самолётов противника. Больше 2-х месяцев длились ожесточённые бои за господство в воздухе. Враг потерял 1100 самолётов, из них более 800 — в воздушных боях. В результате воздушной битвы наша авиация достигла превосходства в воздухе. Наши лётчики стали хозяевами неба. Необычайно велик был успех 45-го авиаполка в битве над Кубанью. За 2 месяца боёв лётчики сбили 118 фашистских самолётов! Лавицкий — в числе лучших лётчиков.

15 апреля 1943 года около 60 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 25 истребителей пытались нанести удар по боевым порядкам наших войск. 8 наших лётчиков смело атаковали врага и в завязавшемся бою уничтожили 1 истребитель и 5 бомбардировщиков. Неприятельская атака была сорвана. Лавицкий сбил один бомбардировщик Ju-88.

К июлю 1943 года он одержал 11 личных и 1 групповую победы в 185 боевых вылетах и 66 воздушных боях. Затем полк был переброшен на Южный Фронт, под Донбасс. В августе 1943 года 45-й ИАП был переименован в 100-й Гвардейский.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко — фашистскими захватчиками Лейтенанту Николаю Ефимовичу Лавицкому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»(№ 1133).

Мужественный и дерзкий лётчик, он обладал нервной, чувствительной натурой. При выполнении заданий был исключительно азартен и смел. Его семейные отношения, а женат он был на яркой красавице, отнюдь не были спокойными. В 1943 году после их разрыва комэск 3-й эскадрильи Н. Е. Лавицкий, и до того «не выбиравший» себе заданий, в боях стал беспредельно рискован, даже бесшабашен. Его боевой счёт быстро рос. Один из любимых бойцов комдива И. Дзусова, он после назначения последнего командиром корпуса, был назначен заместителем командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии по воздушно — стрелковой службе.

Истребитель Р-39L-1 «Аэрокобра» из состава 100-го Гвардейского ИАП.Осень 1943 года.

К концу 1943 года на боевом счету пилота было 22 сбитых вражеских самолёта, около 300 боевых вылетов, десятки штурмовок. Несмотря на громкую славу, Николай ничем не выделялся среди других лётчиков полка — разве что лентой боевых орденов. К тому времени он был награждён орденами Ленина и Александра Невского, а сверху — сияла Золотая Звезда. К весне 1944 года Николай был уже опытным воздушным бойцом, но 10 марта оказалось для него трагическим...

Ещё в начале марта группа лётчиков во главе с Гвардии капитаном Н. Е. Лавицким убыла в глубокий тыл, в Заковказье, откуда должна была перегнать для пополнения полков дивизии новую партию самолётов. 10 марта группа Николая, собравшись после взлёта в боевой порядок, взяла курс на запад. Вот уже позади и справа остался Каспий. Слева — отроги Главного Кавказского хребта. Погода прекрасная. Ровно, монотонно, без перебоев гудели моторы новых машин. Казалось, что неоткуда прийти беде.

И вдруг скорее чутьём пилота, чем по показаниям приборов, Николай догадался о неполадках в моторе. Аварийная обстановка быстро нарастала: упала тяга, самолёт, теряя скорость, пошёл на снижение. В кабине появился предательский едкий дым. А внизу — Гудермес, небольшой кавказский городок. Взглянув на землю, Лавицкий увидел впереди крупную железнодорожную станцию и множество цистерн с бензином.

Значит, надо отвернуть, а то случится беда… Покинуть самолёт, выбросившись на парашюте, уже невозможно — поздно. Плавный отворот — только бы не упасть на составы! В кабине огонь — жжёт руки, лицо. Неимоверными усилиями воли и мускулов Николай отвернул самолёт от железнодорожных составов, выровнял его, но тут же без скорости упал на вспаханное поле, рядом с железной дорогой. Николай всё — таки пытался вылезти из горящей машины, но не успел — оглушительный взрыв потряс воздух...

После войны однополчане перезахоронили останки Николая Лавицкого в Мариуполе. На берегу Азовского моря, в парке, воздвигнут памятник бесстрашному лётчику. На Смоленщине, в селе Шиловичи именем Лавицкого названа средняя школа.

источники:

www.bvvaul.ru/profiles/2588.php

airaces.narod.ru/all15/lavizki.htm

Тип статьи:
Авторская
94

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!