В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Март, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

Как один "ЯК" от пяти "Мессеров" отбился

фотография:
Как один

20 марта 1942 года бойцы 201-й стрелковой дивизии, стоявшей в обороне вдоль берега реки Вори, у села Воскресенского, юго — западнее города Гжатска ( ныне город Гагарин Смоленской области ), были свидетелями воздушного боя советского истребителя с 5 «Мессерами». Самолёты врага напали на него внезапно, из — за облаков. Имея преимущество в высоте и скорости, они устремились в атаку, надеясь одержать лёгкую победу. Но наш лётчик принял бой. Он развернул своего «ястребка» в сторону врага и, уклоняясь от огненных пулемётных трасс, атаковал ведущую машину врага. Советский лётчик предпринимает лобовую атаку, в момент которой всё решают мужество, готовность на самопожертвование, железная выдержка. Нервы врага сдали: он попытался увильнуть в сторону и попал под меткую пулемётную очередь. Охваченный пламенем «Мессер» рухнул на землю.

Для нашего истребителя появилась возможность выйти из боя и скрыться в облаках, ведь перевес сил по — прежнему оставался у противника — 4 против одного. Но краснозвёздная машина, сделав глубокий разворот, снова вступила в бой. Ревя моторами, стреляя из пулемётов, самолёты носились друг за другом, образуя в небе гигантскую карусель. Вот задымил и стал падать к земле ещё один Ме-109. Но и советская машина была повреждена: оставляя дымный след, она теряла высоту.

Немцы решили добить истребителя и, подойдя к нему с двух сторон, начали в упор расстреливать его. Но что — то не видимое с земли случилось там, в воздухе. Резко рванувшись в сторону, наш истребитель крылом ударил по хвостовому оперению одного из «Мессеров», и тот, кувыркаясь, ринулся вниз. Советский самолёт падал вслед за ним, Чувствовалось: лётчик делает всё, чтобы спасти свою машину. Вот она на мгновение перешла в горизонтальное положение, но затем снова свалилась на крыло. Ещё одна попытка — и снова неудача. А до земли оставалось всего несколько десятков метров...

Последним усилием лётчик выровнял самолёт и, продержавшись какое — то мгновение в воздухе, упал в прибрежный лесок. Подбежавшие к месту его падения красноармейцы увидели разбитый истребитель Як-1, а рядом выброшенного при ударе об землю лётчика. Он был тяжело ранен, без сознания. Его немедленно отправили в медсанбат. Только через несколько дней стало известно имя героя, а спустя ещё некоторое время о его подвиге знал весь Западный фронт. Кто же он такой, лётчик, совершивший таран над смоленской речкой Ворей?

Это был не первый бой и не первые сбитые вражеские самолёты у командира эскадрильи 519-го истребительного авиаполка Капитана Ивана Авекова. Ещё в первый день Великой Отечественной войны 22 Июня 1941 года, сопровождая на И-16 группу бомбардировщиков на Юго — Западном фронте, он со своим звеном( до Октября 1941 года он служил в 252-м ИАП )вступил в бой с семёркой Ме-109. Несмотря на более чем двукратное численное превосходство врага, советские лётчики одержали полную победу. Они сбили 4 и повредили 1 вражеский истребитель. Два Ме-109 в том бою лично уничтожил Иван Авеков. Бомбардировщики, выполнив боевое задание, вернулись на свой аэродром. Не имело потерь и звено Авекова.

28 Августа 1941 года в районе города Конотопа Иван Авеков сбил два бомбардировщика He-111. Затем воевал под Москвой, Тулой, Киевом, Харьковом, Брянском, а с Февраля 1942 года — на Западном фронте (в составе 211-го ИАП).

Авеков Иван Авдеевич родился 19 мая 1919 года на станции Осиновка ныне Дубровенского района (по другим данным в бывшей деревне Лапицкие Лёзненского района) Витебской области Белоруссии, в семье рабочего. Белорус. Образование неполное среднее.

В Красной Армии с 1937 года. В 1939 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей, а в 1940 году — Одесскую военную авиационную школу пилотов.

Командир авиационной эскадрильи 519-го истребительного авиационного полка (20-я армия, Западный фронт) кандидат в члены ВКП(б) капитан Иван Авеков к марту 1942 года совершил 178 боевых вылетов, из них 45 на штурмовку войск и аэродромов противника. В воздушных боях сбил лично 10 и в группе 6 вражеских самолётов, один таранил, ещё 23 уничтожил штурмовыми действиями на аэродромах.

В 519-м истребительном авиаполку Капитана называли мастером воздушного боя. На его личном боевом счету уже к весне 1943 года значилось 15 уничтоженных вражеских самолётов разных типов и 6 самолётов, сбитых им совместно с ведомыми. При этом сам Авеков ни разу не был сбит. Во время тарана над Ворей он потерял свой первый самолёт. Но это был не последний боевой вылет и не последний подвиг Капитана Авекова. Залечив раны, он снова вернулся в полк и продолжал громить врага на земле и в воздухе.

Все задания командования Капитан Авеков выполнял образцово, добиваясь высокой эффективности боевых действий вверенной ему истребительной эскадрильи. Так, штурмуя вражеский полевой аэродром вблизи станции Темкино, он сжёг на земле 4 самолёта. После его штурмовок в районе Вязьмы враг недосчитал ещё 6 боевых машин. А всего в результате ударов по аэродромам Авеков лично уничтожил 23 неприятельских самолёта. За 45 успешных штурмовых ударов по аэродромам и автоколоннам противника командование Западного фронта представило его к награждению орденом Ленина.

Но война не бывает без жертв. Капитан Иван Авдеевич Авеков погиб в бою в апреле 1943 года, когда на Смоленской земле шло наступление войск Западного и Калининского фронтов.

Похоронен в братской могиле городского кладбища города Данкова Липецкой области в числе семидесяти шести павших воинов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Авекову Ивану Авдеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Из наградного листа:

«Район с. Спартаковка, юго-западный фронт. Сопровождал бомбардировщики к цели, принял бой со звеном против 7 фашистских истребителей типа МЕ-109. Сбито — 4, 1 сильно поврежден. Бомбардировщики выполнили свою задачу. …В этом бою лично Авеков сбил 2.

… При штурмовке переправы через р. Десну… 23.8.41 г. Авеков в составе пятерки, будучи ее командиром, на самолетах И-16 уничтожил переправу противника, до 45 автомашин с военными грузами и пехотой, 400 гитлеровских солдат и офицеров, 4 зенитно-пулеметных точки, 4 танка. Противник переправу через Десну вынужден был оставить.

… 24.8.41 г. в 7.50 капитан Авеков около аэродрома г. Конотоп вступил в бой с 11 фашистскими бомбардировщиками ХЕ-111, которые пытались бомбить аэродром в то время, когда на аэродром совершала посадку большая группа наших самолетов и была не готова к вылету. Сбил 2 ХЕ-111, третьего подбил.

…20.3.42 в 11час. 45 Авеков прикрывал свои войска на линии фронта… над участком фронта над с. Воскресенское, что юго-западнее Гжатска 35 км, на самолете ЯК-1 вступил в бой с 7 МЕ-109 пять и МЕ-19 Ф1 два. В результате боя одного самолета ЯК-1 с семью фашистскими истребителями было сбито 2, после чего раненый в руку и ногу на горящей машине Авеков протаранил МЕ-109 крылом своего самолета, сам случайно оставшись жив…»

В 1988 году на братской могиле в городе Данкове, в которой покоится прах Героя, установлен памятник. Отмечен на Аллее Героев в Чугуеве. В городе Лиозно на аллее Славы установлена стела в его честь.

источники:

ru.wikipedia.org/wiki/Авеков,_Иван_Авдеевич

www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10175

airaces.narod.ru/all3/avekov.htm

Тип статьи:
Авторская
59

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!