В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Август, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
      

«Огненный ангел»

фотография:
«Огненный ангел»

В ночь на 11 апреля 1944 года летчик 105-го гвардейского авиаполка гражданского воздушного флота гвардии лейтенант Александр Мамкин на своем самолете эвакуировал воспитанников Полоцкого детского дома № 1. На подлёте к линии фронта самолёт был атакован немецким ночным истребителем и подбит. Кабина пилота и он сам загорелись, но превозмогая боль Мамкин сумел посадил горящий самолет с детишками на своей территории.

События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь.

Где её взять? У детей. Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы.

Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры?

Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать. Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович Форинко предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. И опять-таки железная бессердечная логика сработала.

Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте.

И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева.

Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали, боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды – завернули в платки и одеяла. Даже трёхлетние малыши понимали смертельную опасность – и молчали…

На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики. В роковую ночь они, зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов.

Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться. За время пути колонна садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все.

Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее. Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы.

Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем.

Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы.

К моменту событий, о которых идёт речь, Александр Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции (она называлась «Звёздочка») не первым, а девятым. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан.

Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться.

И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать.

И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда.

Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить: «Дети живы?»

И услышал голос мальчика Володи Шишкова: «Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…»

И Александр Петрович Мамкин потерял сознание. Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости?

Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание?

Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, Мамкин скончался в госпитале.

Все пассажиры самолета (13 человек) в этом последнем рейсе остались живы.

Всего за время многодневного второго этапа операции «Звёздочка» Александр Мамкин эвакуировал более 90 человек — детей, воспитателей и раненых партизан.

Александр Петрович Мамкин был похоронен в деревне Маклок недалеко от города Велиж Смоленской области.

В 1970-е годы его прах торжественно перезахоронили на воинское мемориальное кладбище «Лидова гора».

СПРАВКА:

Александр Петрович Мамкин, гвардии лейтенант. Родился в 1916 г. в селе Крестьянское Воронежской обл. С 1931 г. работал в колхозе, в 1934 поступил в Орловский финансово-экономический техникум. В 1936 в составе 9-го набора поступил в Балашовскую школу ГВФ. В 1938 стал кандидатом в члены ВКП(б). После школы работал в Таджикском управлении ГВФ.

С 1942 года включён в состав 105-го отдельного гвардейского авиационного полка Гражданского воздушного флота (105-ый ОГАП ГВФ), привлечённого к обеспечению операций действующей армии.

За время службы совершил более 70 ночных вылетов в тыл врага в расположение партизанских отрядов на самолете Р-5.

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 посадил горящий самолёт с эвакуированными из немецкого тыла (10 детей, 3 взрослых) на своей территории.

Мамкин А.П. ушёл на фронт добровольцем.

Успел совершить более 70 сложных ночных полетов в тыл противника к партизанам, доставил более 20 тонн боеприпасов и вывез более 280 раненых.

За проявленные мужество и героизм был награжден:

Орденом Отечественной войны I степени (1943),

Орденом Красного Знамени (1944),

Медалью «Партизану Отечественной войны» I степени (1944).

За беспримерный подвиг был посмертно представлен 105-м ОГАП ГВФ к званию Героя Советского Союза.

По неизвестным причинам ни звания Героя, ни награды за последний подвиг, совершённый в ходе операции «Звёздочка», Мамкину А.П. присвоено не было.

Кадры кинохроники с лётчиком Мамкиным А. П. и детьми вошли в документальные фильмы «Народные мстители» (1943), «Дорога без привала» (1965), в 4-ю серию эпопеи «Великая Отечественная», в 7-ой фильм белорусского документального цикла «Война. Известная и неизвестная».

В школе № 227 Москвы организован музей Боевой славы 105-го ОГАП ГВФ.

В школе № 1 Велижа организован музей Александра Мамкина.

На школе в Репьёвском районе Воронежской области, где учился Александр Мамкин, установлена мемориальная доска.

Именем Александра Мамкина названы улицы в городах Полоцк, Ушачи, в родном хуторе лётчика — Крестьянском Воронежской области.

Недалеко от места последнего приземления самолёта Мамкина А.П. в деревне Труды Полоцкого района установлен обелиск в честь лётчика, а на самом берегу озера — памятный знак.

В Самаре Мамкину А.П. посвящён мурал на торце 10-этажного жилого дома (Московское шоссе, 124).

В честь пилота Александра Мамкина был назван сорт чёрной смородины, полученный в Институте плодоводства НАН Беларуси (в 1985 году включен в Госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Северо-Западному и Уральскому регионам).

В 2019 году в Репьёвке Воронежской области на Аллее Героев установлен памятник А. П. Мамкину (скульптор — Горяинов И.).

Тип статьи:
Авторская
129

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!