В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Сентябрь, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
    

Ночной таран Виктора Талалихина

фотография:
Ночной таран Виктора Талалихина

Ночью 7 августа 1941 года в подмосковном небе Виктор Талалихин на истребителе И-16 сбил немецкий бомбардировщик, направив на неё свой истребитель. Сам Виктор успел покинуть с парашютом падающий самолёт.

Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. Русский.

В 1933 году начал работать на Московском мясокомбинате. В 1934—1937 годах учился в профессиональном техническом училище при комбинате. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в городе Борисоглебск Воронежской области и получил звание младшего лейтенанта.

Участвовал в советско-финской войне. Согласно биографии «Виктор Талалихин», написанной С. Г. Утехиным в 1960-х годах, на биплане И-153 «Чайка» совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.


Перед Великой Отечественной войной жил в городе Клин Московской области. В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка.

Главным подвигом Виктора Талалихина, совершив который он вошёл в историю, был первый ночной таран.

ЗЛОВЕЩИЙ САМОЛЕТ

В эту ночь заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО Виктор Талалихин получил приказ перехватить противника, который шел на Москву. На высоте 4800 метров младший лейтенант настиг вражеский самолет, молниеносно зашел к нему в хвост и начал по нему стрелять.

Однако сбить дальний бомбардировщик «Хейнкель-111» было непросто. Из пяти членов экипажа трое боролись с истребителями. Подфюзеляжный, задний и боковой стрелки в полете постоянно держали в поле зрения свой сектор обстрела и в случае появления цели открывали по ней яростный огонь.

Немецкий бомбардировщик «Хейнкель» Не 111

Зловещий силуэт «Хейнкеля-111» был хорошо знаком жителям Польши, Дании, Норвегии, Франции, Великобритании. Этот бомбардировщик считался одним из основных в люфтваффе и принимал активное участие во всех военных кампаниях Третьего рейха в Европе. Он принял активное участие и в нападении на СССР с самых первых минут.


ЛИШИТЬ СССР МОСКВЫ

В 1941 году немцы попытались разбомбить Москву. Они преследовали две стратегические задачи: во-первых, лишить Советский Союз крупнейшего железнодорожного и транспортного узла, а также центра управления войсками и страной. Во-вторых, они надеялись помочь своим наземным войскам сломить сопротивление защитников Москвы.

Эта задача была возложена Гитлером на командующего 2-м воздушным флотом Германии фельдмаршала Альберта Кессельринга. Это оперативное соединение численностью в 1600 самолетов поддерживало наступление группы армий «Центр», чьей главной целью, согласно плану «Барбаросса», была советская столица.

У экипажей бомбардировщиков был обширный боевой опыт ударов по крупным городам, в том числе в ночное время.

НЕПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ ДЛЯ ЛЮФТВАФФЕ

Фюрер потребовал от летчиков «нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата». Сильного сопротивления не предвиделось, а потому военное и политическое руководство Германии было уверено в своем скором параде на Красной площади.

В ночь на 22 июля 1941 года состоялся первый налет на Москву. Немцы обнаружили, что у русских много зенитных орудий, аэростатов заграждения, которые установлены куда выше, чем обычно, и немало истребительной авиации ПВО, активно действовавшей и ночью.

Понеся ощутимые потери, пилоты люфтваффе стали подниматься на новую высоту. Активно участвовали в массированных налетах и «Хейнкели-111».


ТРОФЕИ 177-ГО ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО ПОЛКА

Командование ВВС Германии не вынесло урока из воздушной битвы за Британию в 1940 году, в которой немцы лишились двух с половиной тысяч самолетов. Из них почти 400 «хейнкелей-111». Как азартный игрок, в сражениях над Москвой нацисты ставили на свою удачу, игнорируя боевой потенциал противника.

В этот день заместитель командира полка капитан Иван Самсонов сбил немецкий бомбардировщик. Вскоре у этой воинской части появились и другие «трофеи».

МОЛОДОЙ, НО ОПЫТНЫЙ ЛЕТЧИК

«Непробиваемый» «Хейнкель-111», с которым встретился в ночном бою Талалихин, не успел сбросить бомбы на цель и стал уходить. Один из его моторов загорелся. Советский летчик продолжал стрелять, но вскоре авиапулеметы замолчали. Он понял, что патроны кончились.

Тогда младший лейтенант принял решение таранить вражеский самолет. В свои почти 23 года Виктор имел невысокое звание, но к началу Великой Отечественной войны он был уже опытным пилотом. За его плечами была советско-финская война 1939/40 годов и орден Красной Звезды за четыре сбитых финских самолета.

Там молодой пилот воевал на морально устаревшем биплане И-153, прозванном «Чайкой». Однако в первом же бою одержал воздушную победу. Другой вражеский самолет был сбит им, когда Талалихин прикрывал своего командира Михаила Королева.


НЕ ДАТЬ ГАДАМ УЙТИ

В молниеносной схватке в ночном московском небе, когда советский летчик направил свой самолет на таран, его руку внезапно обожгло. Один из вражеских стрелков ранил его.

Поврежденный истребитель И-16 после страшного удара потерял управление, и Талалихин покинул его на парашюте. Он приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться местные жители. Весь немецкий экипаж погиб. На следующий день Виктор Васильевич Талалихин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» № 347.

Так же награждён орденами Ленина № 6771, Красного Знамени, Красной Звезды № 12704.


АДСКАЯ ПВО

Потеряв за короткое время 172 самолета «Хейнкель-111» (не считая значительного числа бомбардировщиков других типов), к десятым числам августа 1941 года германская авиация отказалась от тактики налета большими группами с одного или двух направлений.

Теперь пилоты люфтваффе старались «просочиться» в Москву с разных сторон и часто нападали на цель, заходя по очереди, один за другим. Им приходилось напрягать все свои силы и умение в борьбе с адской для нацистов противовоздушной обороной столицы СССР.

Апогея воздушная борьба достигла осенью 1941 года, когда на подступах к Москве развернулась грандиозная наземная битва. Немцы перебазировали свои аэродромы поближе к городу и смогли увеличить интенсивность боевых вылетов, перемежая ночные налеты с дневными.


ГИБЕЛЬ В БОЮ

После короткого лечения в госпитале младший лейтенант Виктор Талалихин, уже ставший Героем Советского Союза, вернулся в свою эскадрилью. Он пересел с устаревшего И-16 на более современный и маневренный МиГ-3, на котором и воевал вплоть до своей гибели, успев совершить в ходе Великой Отечественной войны шесть десятков боевых вылетов, и прибавив к своим наградам еще и орден Боевого Красного Знамени. Шестидесятый полет оказался роковым: 27 октября 1941 года в небе над Подольском лейтенант Талалихин совершил свой последний воздушный бой. Шесть советских истребителей приняли удар девяти «Мессершмитов», и одна из первых немецких очередей ударила по кабине МиГ-3 Талалихина, тяжело ранив летчика в голову. Самолет героя свалился в штопор и так и не вышел из него.

В 2014 году поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт И-16, на котором Виктор Талалихин 74 года назад таранил немецкий бомбардировщик.


Части самолёта доставлены в Домодедовский историко-художественный музей.


ИМЕНИ ЗНАМЕНИТОГО ЛЕТЧИКА

В советское время Виктор Талалихин стал одним из самых знаменитых летчиков времен Великой Отечественной войны.

30 августа 1948 года приказом Министра Вооруженных сил СССР герой был навечно зачислен в списки первой эскадрильи 177-го истребительного авиаполка. О его подвиге рассказывали множество газетных статей, книг и даже фильмов.

Его имя с 1981 по 2009 год носил сухогруз Азовского морского пароходства, а также улицы в 30 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Вольске.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где был совершен знаменитый ночной таран, поставлен обелиск.

Имя Героя носят учебные заведения в Москве, Московской области и регионах Российской Федерации:

школа № 480, г. Москва,

г. Москва Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» ( бывший Технологический колледж № 28, ранее ПТУ № 100; музей В. Талалихина),

г. Вольск Саратовской области «Гимназия имени Героя Советского Союза В. В. Талалихина» (ранее школа № 1),

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Саратовская кадетская школа-интернат №2 имени В.В.Талалихина» (Присвоено 5 мая 2015 года),

г. Клин, Московская область МОУ-СОШ № 8 (школа № 8) имени В. В. Талалихина

Музей боевой авиации имени Героя Советского Союза Виктора Талалихина городского округа Домодедово (на базе МБУ ДО ДДТ «Лира» ао адресу г. Домодедово, с. Красный путь, ул. Мира, д. 16).

Именем Талалихина названо село Талалихино в Чеховском районе Московской области, в составе муниципального образования сельское поселение Любучанское

Также именем Талалихина назван городок Домодедовского района вблизи места падения.

Герою установлены:

Памятник возле школы № 1 г. Вольска, где учился Талалихин и памятная доска на здании самой школы (ныне переименована в гимназию имени Талалихина),

Мемориальная доска на доме, где проживал Талалихин по адресу Саратовская область, г. Вольск, улица Ленина, 58,

Мемориальная доска на ул. Талалихина, г. Владивосток,

Мемориальная доска на доме № 1 по переулку Талалихина, г. Санкт-Петербург,

Монумент у села Степыгино Домодедовского района Московской области на месте падения самолета после ночного тарана 7 августа 1941 года,

Монумент возле поселения Роговское, дер. Лопатино, г. Москва, (ранее относилось к д. Каменка Московской области) на месте гибели Талалихина 27 октября 1941 года,

Памятник в г. Москва, установлен в 2001 году,

Памятник (бюст) в г. Саратов на территории кадетской школы-интерната № 2 по адресу улица Чехова, дом 4, открыт 7 мая 2015 года,

Памятник (бюст) в Кировском районе г. Саратов (пос. Солнечный-2) на бульваре Героев Отечества, открыт 1 июня 2019 года,

Памятник (бюст) в г. Подольск Московской обл, установлен в 1960 году в Городском парке культуры и отдыха, носящем имя Героя Советского Союза Талалихина,

Памятник в селе Тепловка Вольского района Саратовской обл. рядом со зданием бывшей сельской школы, где учился Талалихин (восстановлен в 2019 году),

Стела со звездой возле дома Талалихина в селе Тепловка Вольского района Саратовской обл.,

Мемориальная доска в городском округе Домодедово на ул. Талалихина.

источники:

histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/podvigh-talalikhina

ria.ru/20160807/1473725941.html

mir24.tv/articles/16322335/sem-faktov-o-letchike-viktore-talalihine

ru.wikipedia.org/wiki/Талалихин,_Виктор_Васильевич

Тип статьи:
Авторская
132

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!