В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Сентябрь, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
    

​Подвиг "Сибирякова"

фотография:
​Подвиг

Бой ледокола «Александр Сибиряков» с крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года. П. П. Павлинов, 1945 год.

25 августа 1942 года, в неравном бою с немецким «карманным» линкором «Адмирал Шеер» погиб, но не сдался ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Из 104 моряков спаслись 23. Немцы, которые надеялись выяснить состояние льдов в Карском море и координаты полярных конвоев, в сухом остатке остались ни с чем — поднятые из ледяной воды русские сотрудничать не стали. Перед тем как пойти на дно, отчаянно сопротивлявшийся «Сибиряков»успел «засветить» немецкий рейдер в радиоэфире и лишил его главного преимущества — внезапности. Таким образом, советские порты в Арктике выиграли время на подготовку к обороне, а конвои на Северном морском пути получили предупреждение по радио.

ПИРАТСКИЙ РЕЙД

Северный морской путь интересовал адмиралов нацистской Германии с самого начала войны. СССР активно эксплуатировал коммуникации в Заполярье для проводки конвоев с ценными грузами — оружием, каменным углем, лесом, никелем и медью для оборонных заводов, а также с продовольствием. В общей сложности за четыре военных года по Севморпути переправили около четырех миллионов тонн грузов. И хотя под водой бесчинствовали «волчьи стаи» адмирала Карла Деница, а над водой гремели главным калибром крейсера гросс-адмирала Эриха Редера, подмять под себя Арктику немцам никак не удавалось. Причины тому были разными — противодействие Северного флота, капризная погода, нестабильная ледовая обстановка и другие факторы.

В августе 1942 года Кригсмарине начинает операцию «Вундерланд» (Страна чудес), в ходе которой планировалось перерезать Севморпуть крупными надводными кораблями, потопить как можно больше советских транспортов, разгромить ключевые порты и навести панику в регионе. Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» с группой подлодок в строгой секретности снялся с якорей, покинул тесные фиорды Нарвика и выдвинулся «на охоту» в Карское море.

Крейсер «Адмирал Шеер»

Из-за мощного артиллерийского вооружения корабли типа «Дойчланд» неофициально назывались «карманными» линкорами и находились у Гитлера на особом счету. Бортовая батарея «Шеера» состояла из шести 280-миллиметровых орудий главного калибра и восьми 150-миллиметровых орудий среднего, кроме того, линкор был вооружен двумя десятками разнокалиберных зенитных пулеметов и двумя торпедными аппаратами.

НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА

Двадцать третьего августа советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» вышел из Диксона с грузом для полярных станций на Северной Земле. В 13:17 25 августа сигнальщик разглядел на горизонте незнакомый силуэт крупного военного корабля. Командир ледокола, 32-летний старший лейтенант Анатолий Качарава не сразу понял, что перед ним враг: крейсер вывесил американский флаг и семафором на русском языке запросил ледовую обстановку в проливе Вилькицкого.

Командир «Шеера» капитан цур зее Вильгельм Меендсен-Болькен опасался, что русские, прежде чем сдаться в плен, уничтожат радиошифры и ледовые карты, поэтому решил прикинуться «американцем» и выведать хотя бы какую-то полезную для себя информацию. Однако Качарава быстро заподозрил неладное и приказал на полном ходу уходить к острову Белуха, до которого было 10 миль. Радист открытым текстом телеграфировал в эфир: «Вижу неизвестный вспомогательный крейсер, который запрашивает обстановку».

Не желая обнаруживать свое присутствие, немцы начали ставить помехи и потребовали прекратить радиопередачу, но Качарава проигнорировал приказ. Спустя несколько минут «заговорили» огромные пушки крейсера, и на пароход обрушился шквал артиллерийского огня. Первый залп прогремел из носовой башни главного калибра — 280-миллиметровые снаряды с ревом вздыбили море вокруг старенького ледокола. Не ответив на призыв сдаться, «Сибиряков» поставил дымовую завесу и огрызнулся из двух маломощных 76-миллиметровых зенитных орудий, снаряды которых даже не долетели до «Шеера».


«ГОРИМ, ПРОЩАЙТЕ»

За первым залпом последовали второй и третий — перелет, недолет, накрытие. «Немец»как в тире методично расстреливал пароход по всем правилам морской артиллерийской науки. От четырех попаданий 300-килограммовых «фугасок» на судне вспыхнул пожар, снесло надстройку, пробило носовую часть. Поняв, что пароход уже не спасти, капитан Качарава приказал механику открыть кингстоны и выводить людей, после чего получил тяжелое ранение в живот и правую руку. Матросы перенесли его в единственную уцелевшую шлюпку.

Командование судном принял комиссар Элимелах. По его приказу радист Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.»

Неравный бой продлился менее часа. Комиссар и старший механик, открыв кингстоны, погибли вместе с кораблем. На тонущем «Сибирякове» продолжало сражаться последнее орудие, пока его расчет не был уничтожен немцами.

Около 15:00 знаменитый пароход, который в 1932 году первым преодолел Северный морской путь за одну навигацию, навсегда скрылся в холодных волнах Карского моря. Флаг на нем никто не спустил.

На спущенной на воду шлюпке оказались немногим более 20 выживших моряков. К шлюпке был выслан немецкий катер — гитлеровцы надеялись получить секретные документы и шифры. При виде немцев несколько человек бросились с лодки в воду, предпочитая умереть, нежели попасть в плен. Один из матросов бросился на фашистов и был застрелен. По данным самих немцев, выжившие русские моряки отказались пересаживаться из шлюпки в подошедший с «Адмирала Шеера» катер — их загоняли прикладами под дулами пулеметов.

В плен попали 18 моряков (по другим данным 22), среди которых оказались, в частности, раненый капитан корабля Качарава, радист Шаршавин, руководитель планируемой полярной станции Золотов.

В бою героически погибли 79 моряков и полярников.

Единственным спасшимся и не попавшим в плен стал кочегар Павел Вавилов. Незамеченный в ледяной воде, он дождался пока уйдет немецкий катер и на опустевшей шлюпке доплыл до острова Белуха. Вавилов в одиночестве прожил на острове 36 дней, после чего его случайно обнаружили с проходящего судна и прислали гидросамолет.

Павел Иванович Вавилов (1960 год)

Известный швейцарский военно-морской историк Юрг Майстер позже писал со ссылкой на германские архивные материалы, что офицерам рейдера так и не удалось ничего добиться от пленных с «Сибирякова», хотя среди них оказались командир, инженер и метеоролог, владевшие ценной информацией, в том числе и о ледовой обстановке в проливе.

Сообщалось, что до 1944 года советские моряки находились в данцигском концлагере, и только после освобождения советскими войсками 14 (по другим данным 13) выживших из них вернулись домой.

29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена часть членов экипажа «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода „А. Сибиряков“ в бою с фашистским крейсером „Адмирал Шеер“ в период Великой Отечественной войны»:

— Бочурко Николай Григорьевич,

— Никифоренко Семён Фёдорович,

— Элимелах Зелик Абрамович,

— Алексеев Иван Алексеевич,

— Герега Серафим Изосимович,

— Копылов Иван Фёдорович,

— Павловский Андрей Тихонович,

— Седунов Фёдор Васильевич.

Капитан «Александра Сибирякова», Анатолий Алексеевич Качарава был награждён орденом Красного Знамени.

А.А.Качарава в 1942 и 1961 гг.

Задолго до официального признания место гибели парохода «Александр Сибиряков» моряки советских кораблей обозначали траурными гудками.

Из приказа командующего Краснознаменным Северным флотом от 28 апреля 1965 года: «Широта 76 градусов северная, долгота 91 градус 31 минута восточная. Здесь 25 августа 1942 года пароход „Александр Сибиряков“ дрался с немецким крейсером „Адмирал Шеер“. Пароход погиб, флага не спустив… Всем кораблям, проходившим объявленные координаты, приспускать флаги, подавать звуковые сигналы…»

ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ

Трагическая гибель «Александра Сибирякова» выявила серьезные недочеты в системе оперативного управления Северного флота — командование или до последнего отказывалось верить или не придавало значения тому, что во внутренних водах рыскает вооруженный до зубов тяжелый немецкий крейсер. И это при том, что бортовой самолет «Арадо» с «Адмирала Шеера» не раз был замечен очевидцамиу побережья. Разрозненные сообщения о рейдере либо игнорировались как недостоверные, либо по непонятным причинам замалчивались.

Интересен факт, что за пару дней до нападения в Кольский залив заходил американский крейсер «Тускалуза» с эскортом эсминцев, отправленный союзниками на поиски «Адмирала Шеера». Командующий адмирал Джон Тови хотел задержать соединение в Мурманске и оценить ситуацию, но командование Северного флота не выразило в этом заинтересованности, и союзные корабли ушли в Великобританию. Получается, для того, чтобы советские адмиралы «зачесались» и приняли меры по обороне баз и охране конвоев, им был нужен громкий трагический инцидент, которым стала пиратская расправа над мирным ледоколом.

Для Кригсмарине этот эпизод, напротив, стал первым выпавшим тузом из карточного домика операции «Страна чудес» — гибнущий «Сибиряков» раструбил о крейсере по всем радиоканалам, и «Адмирал Шеер», утратив преимущество неожиданности, уже не смог нанести коммуникациям СССР ощутимый урон. Несмотря на то что после встречи с ледоколом линкор продолжил свой смертоносный «круиз», повредил несколько судов и обстрелял порт Диксон, впоследствии его миссия была признана фактически проваленной.

источники:

zavtra.ru/blogs/25_avgusta_1942_goda_neravnij_boj_ledokola_aleksandr_sibiryakov

ria.ru/20170825/1500989319.html

Тип статьи:
Авторская
187

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!