В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Ноябрь, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

Крах операции «Бразиль»

фотография:
Крах операции «Бразиль»

Осенью 1942 года Ленинград находился в кольце блокады. Относительно свободным оставался только путь по Ладожскому озеру, летом на судах, зимой по льду на грузовиках. По знаменитой «Дороге жизни» в осажденный город везли продовольствие, боеприпасы, эвакуировали детей. Тонкой ниточкой эта дорога связывала Ленинград с большой землей. Гитлер требовал от командования группы армий «Север» отрезать Ленинград от «Дороги жизни». Был разработан план операции, ключевым элементом которой был захват острова Сухо, находившегося на пути следования наших кораблей с грузами между портами Новая Ладога и Осиновец. Сухо — небольшой остров, в форме неправильной подковы размером всего 60 на 90 метров, насыпанный в XVIII веке на отмели в южной части Ладожского озера для установки маяка. Фашисты планировали провести мощную артподготовку, после чего под прикрытием авиации высадить морской десант.

С началом Великой Отечественной войны расположенные на острове три 100-мм пушки охраняли ладожскую трассу и прикрывали вход в Волховскую губу и Новую Ладогу, где находилась главная база нашей Ладожской флотилии. Гарнизон острова состоял из 90 человек.

Десантная операция немцев, получившая наименование “Бразиль”, была рассчитана на внезапность нападения и подавляющее превосходство в силах. На Ладожском озере Советскому Союзу противостояли финны, но чтобы организовать нападение на остров, противник специально перебросил на Ладогу немецкую флотилию паромов (барж). Они прибыли по железной дороге в разобранном виде: огромные катамараны с 10 отсеками каждый. Между отсеками располагались палубы, с уставленным на них вооружением. Назывались баржи «зибелями» по имени их создателя – полковника лювтваффе. Это были такие плавучие зенитные батареи, очень трудно потопляемые, с большим количеством артиллерии, расположенной на этом боевом корабле. У каждого катамарана свой двигатель, что позволяло этим катамаранам делать разворот практически на месте.

В ночь на 22 октября 16 быстроходных десантных барж типа “Зибель”, 7 десантных ботов и 10 десантных катеров в охранении 3 торпедных катеров вышли из своей базы Кексгольм и, используя ненастную погоду, скрытно направились к Сухо. С воздуха суда противника прикрывали 8 «Ме-109» и 2«Ю-88». Всего на десантных судах было около сотни артиллерийских орудий, в том числе 21 орудие калибром 88 мм. В 7 часов 15 минут, развернув десантные баржи во фронт, противник с дистанции 30 кабельтовых открыл интенсивный огонь по острову. В течение получаса были выведены из строя командный пункт батареи, дальномерный пост, ранены многие бойцы.

В это утро южнее Сухо нес дозорную службу тральщик “ТЩ-100” старшего лейтенанта П.К. Каргина. Это был бывший буксирный пароход, с началом войны вооруженный двумя 45-мм пушками и тремя пулеметами. Несмотря на явное неравенство сил, экипаж тральщика открыл по десантным кораблям огонь. Вскоре загорелся головной немецкий корабль, затем пожары вспыхнули на нескольких десантных баржах. Через несколько минут на помощь “ТЩ-100” с востока подошел катер “МО-171” старшего лейтенанта В.И. Ковалевского (с таким же вооружением). С этих кораблей в штаб флотилии сообщили о начале боя за остров Сухо.

Петр Каргин

Как только суда противника оказались в зоне действия орудий береговой батареи острова, ее командир старший лейтенант И.К. Гусев приказал открыть по врагу огонь. Орудие старшего сержанта В. Баскакова со второго залпа накрыло десантную баржу. Орудия сержантов Ф. Мишукова и П. Пугача подбили еще два десантных судна, заставив их выброситься на камни. В течение почти двух часов батарея, тральщик и охотник вели бой с десантным отрядом и отражали атаки вражеских самолетов. И все же в 8 часов 10 минут немцам удалось высадить десант в количестве 70 человек с ручными пулеметами, автоматами, гранатами в северной части острова. Вскоре рукопашный бой завязался на позициях двух орудий. Защитники острова отбросили фашистов от орудий, но выбить их с острова сразу не удалось.

Чтобы не попасть по своим десантникам, противник перенес огонь на “ТЩ-100” и “МО-171”. Тихоходный тральщик оказался в тяжелом положении, но ему на помощь пришел катер Ковалевского. Не прекращая огня, он закрыл тральщик дымовой завесой. Выстрелами наших кораблей и уцелевшего орудия острова были потоплены еще два катера и повреждена баржа. В 9 часов, несмотря на низкую облачность, на помощь гарнизону пришла наша авиация, проштурмовавшая вражеские десантные суда. Часть из них, не подходя к острову, повернула обратно. Оставленные без артиллерийской поддержки своих кораблей, вражеские солдаты покинули остров, бросив на отмели 3 поврежденные десантные баржи. В это время к месту боя подошли два отряда кораблей Ладожской флотилии и огнем своих орудий потопили еще 2 десантных судна.

6 часов продолжался упорный бой. Попытки противника прикрыть десант авиацией успеха не имели. Наши корабли и самолеты отразили 9 атак вражеских бомбардировщиков. В ходе боя противник потерял потопленными или сильно поврежденными 15 барж и катеров, 12 самолетов и большое количество живой силы. Одна десантная баржа была захвачена нашими моряками и сражалась до окончания войны, но уже в составе Ладожской флотилии.

Операция «Бразиль» провалилась. После этого немецкое командование до конца войны не предпринимало активных действий на Ладожском озере.

Тральщик “ТЩ-100” после войны еще долго работал буксиром в рыболовецкой артели, а осенью 1982 года стал памятником в городе Новая Ладога.

источники:

www.navy.su/daybyday/october/22/index.htm

mir24.tv/news/16431445/glava-rossiiskoi-razvedki-naryshkin-pribyl-v-minsk-dlya-vstrechi-s-lukashenko

Тип статьи:
Авторская
74

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!