В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Ноябрь, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

Последний полет Героя Гречишникова

фотография:
Последний полет Героя Гречишникова

24 октября 1941 года при бомбёжке механизированных частей врага в районе населённого пункта Грỳзино Чудского района Новгородской области Герой Советского Союза Василий Гречишников направил свой подбитый самолёт на вражескую танковую колонну и геройски погиб.

Василий Алексеевич Гречишников родился в семье русского рабочего 22 ноября (5 декабря) 1912 года в Николаеве Херсонской губернии.

В Военно-Морском Флоте с 1931 года. Окончил Николаевскую и Ейскую школы морских лётчиков.

Участвовал в советско-финской войне 1939-40 годов. Был командиром звена 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ. 30 ноября 1939 года участвовал в бомбардировке Хельсинки в составе эскадрильи под командованием капитана Токарева. Всего совершил более 50 боевых вылетов. Награждён орденом Красного Знамени.

В 1940 году был назначен командиром 2-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Балтийского флота.

Командир эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота капитан Гречишников В.А. в ночь на 8 августа 1941 года вместе с другими экипажами, возглавив 2-ю авиагруппу, вслед за флагманской группой командира авиаполка полковника Преображенского Е.Н., вылетел на бомбардировку столицы гитлеровской Германии — города Берлина. Несмотря на то, что полёт проходил в трудных условиях, — высота 7000 метров, температура за бортом до минус 46 градусов, из-за чего стёкла кабин самолётов, и очки шлемофонов авиаторов обмерзали, периодически приходилось пользоваться аварийными кислородными приборами, — задание советского правительства было успешно выполнено. Состоялась первая в истории Великой Отечественной войны атака Берлина советской авиацией.

Всего на бомбардировку столицы «третьего рейха» В.А. Гречишников вылетал девять раз.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитану Гречишникову Василию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Завершив серию дерзких налетов на столицу фашистского рейха, 1-й минно-торпедный авиационный полк вновь сосредоточился на своем аэродроме под Ленинградом и приступил к боевым вылетам на защиту непосредственно города и на линию фронта, уничтожая живую силу и технику противника под Новгородом и Лугой, у Пскова и Тихвина.

Именно сюда, в район боевых действий 1-го минно-торпедного полка, в начале ноября того же 1941 года прибыл командующий Краснознаменным Балтийским Флотом вице-адмирал Трибуц – вручать правительственные награды участникам налета на Берлин. Из 5-ти летчиков, представленных к званию Героя Советского Союза, на награждение не прибыл только один – капитан Гречишников. Он погиб 24 октября 1941 года возле села Грỳзино, направив свой горящий самолет на колонну фашистской боевой техники.

Грỳзинский плацдарм был одним из самых укрепленных мест немецкой обороны на Волховском фронте. «Грỳзинские львы» (такое звание получали солдаты вермахта, проведшие в местных окопах год), удобно расположившись на холме и высотках вокруг, расстреливали наши наступающие части.

«В те дни, – вспоминал в своих мемуарах «Над тремя морями» генерал-лейтенант авиации Петр Хохлов, одни из пяти Героев той берлинской операции, – мы наносили бомбовые удары по колоннам 39-го фашистского корпуса на дорогах Будогощь – Тихвин. Пример оперативных вылетов и мощных ударов по противнику показывали многие, и в особенности экипаж Героя Советского Союза капитана Василия Алексеевича Гречишникова. Днем ли, ночью, в ясную или ненастную погоду он выходил на любую цель. Этот экипаж был гордостью всего полка.

Однажды – это было утром 24 октября – воздушная разведка донесла: в районе поселка Грузино движется большая танковая и механизированная колонны противника. Как тут стерпеть Гречишникову, всегда рвавшемуся в жаркую схватку!

– Разрешите, товарищ полковник, нам, двумя экипажами, нанести удар. Цель-то какая! Упустить никак нельзя.

– Цель – это да! Но ведь белого света не видно, – отряхивая падавший крупными хлопьями снег, сказал Преображенский. А взволнованное лицо и вся разгоряченная фигура Гречишникова говорили командиру полка – надо соглашаться. И Преображенский ответил коротко: – Попробуйте, Василий Алексеевич. Желаю удачи!

Два бомбардировщика тут же поднялись в воздух. Сплошная облачность прижимала их к самой земле. И все же экипажи в этом, почти слепом, полете точно вышли на цель.

Летчики разглядели большую колонну танков, артиллерии и мотопехоты противника, тянувшуюся от Грузино на Будогощь. Преодолевая зенитный огонь, бомбардировщики прошлись над этой зловещей цепочкой, покрывая ее точно рассчитанными взрывами бомб и поливая свинцовым пулеметным дождем. Дело сделано.

– Отходим от цели! – передал Гречишников команду ведомому экипажу.

Но отход сложился неудачно. В самолет Гречишникова ударил зенитный снаряд. Взрыв и пламя.

Как докладывали члены ведомого экипажа, Гречишников наверняка мог бы пролететь на горящем самолете несколько километров и посадить его в поле. Но все произошло иначе. Развернув горящий самолет, Гречишников резко повел его вниз, на вражескую колонну. Через считанные секунды бомбардировщик врезался в гущу фашистской техники. Мощный взрыв, вызванный огненным тараном, сотряс землю, взметнул ввысь пламя».

Подробности этого дня уже после войны рассказывал семье Гречишникова один из однополчан героического капитана. Рассказывал и плакал: «Вася полетел вместо меня, с моим экипажем. Было серое туманное утро, видимость почти нулевая. Он прилетел с задания в изрешеченном осколками самолете и доложил Преображенскому о танках, идущих на Тихвин. Преображенский дал команду: «Дежурный экипаж, на взлет»! А Василий Алексеевич сказал: «Командир, они не найдут», и сел командиром с теми ребятами, с которыми и погиб».

Долгое время не удавалось установить и место гибели экипажа. Уже через много лет после войны, совершенно случайно, пионеры села Грузино нашли фрагмент крыла самолета с номером, по которому определили место гибели самолета Гречишникова.

В центре поселка Грỳзино, что в Чудовском районе Новгородской области, высится памятник. На его граните высечено: «Командиру авиаэскадрильи Герою Советского Союза гв. капитану Василию Алексеевичу Гречишникову, членам экипажа самолета гв. ст. лейтенанту Александру Ивановичу Власову, гв. лейтенанту Матвею Потаповичу Семенкову, гв. краснофлотцу Николаю Анисимовичу Буракову, погибшим 24 октября 1941 года при штурмовке и таране с воздуха танковой колонны немецко-фашистских захватчиков в районе п. Грузино».

Именем Василия Алексеевича Гречишникова были названы улицы в Чудово, Грузино и родном Николаеве, корабль Балтийского пароходства. Мемориальная доска установлена на Николаевском судостроительном заводе,

обелиск — в селе Грузино.

источники:

ant53.ru/article/92/

www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1891

ru.wikipedia.org/wiki/Гречишников,_Василий_Алексеевич

Источник:
Тип статьи:
Авторская
73

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!