В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Ноябрь, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

Таран над морем

фотография:
Таран над морем

17 ноября 1941 года Яков Иванов сбил немецкий бомбардировщик и повредил ещё один. Стремясь не дать ему уйти, летчик пошёл на воздушный таран, погибнув при этом.

Яков Матвеевич Иванов родился 17 октября 1916 года в деревне Селиваново, ныне Волотовского района Новгородской области, в семье крестьянина. С 1933 года жил и учился в Москве. Окончил Высшую парашютную школу, затем работал инструктором-лётчиком Новгородского аэроклуба. В ноябре 1939 года принят в Ейское военно-морское авиационное училище. После окончания его, в 1941 году, служил пилотом в авиации, был лётчиком 32-го истребительного авиаполка 62-й истребительной авиабригады ВВС Черноморского флота.

С первого дня Великой Отечественной войны он защищал Севастополь. На Чёрном море среди лётчиков действовал девиз: «Возьми в пример героя!» Таким героем для себя Яков Иванов считал мастера воздушного боя Александра Коробицына. Особенно восхищал его бой, проведённый Коробицыным на подступах к Измаилу. С ходу атаковав врага, Коробицын и его лётчики сбили 5 бомбардировщиков врага. Схему того боя Яков Иванов изучил до тонкостей. Но большее восхищение всех истребителей-черноморцев вызывал первый бой эскадрильи Коробицына на рассвете 22 июня 1941 года. Сам Иванов в те первые минуты Великой Отечественной тоже поднимался в ночное небо вместе с М.В. Авдеевым и И.С. Любимовым. Противника тогда удалось не подпустить к нашим кораблям. А в конце июля на глазах Иванова его однополчанин Евграф Михайлович Рыжов совершил первый на Черноморском флоте таран...

Вместе с однополчанами Иванову довольно часто приходилось прикрывать небо Севастополя. Не раз наши лётчики сражались с вражескими истребителями, численность которых была в 3-5 раз больше. В сентябре бывали дни, когда черноморским лётчикам приходилось по 7-9 раз подниматься на отражение налётов противника. Иванов, не зная устали, готов был непрерывно барражировать над городом и кораблями. Именно в то тяжёлое время его возле готового к вылету самолёта принимали кандидатом в члены партии.

И вот снова вылет. К Севастополю приближались вражеские бомбардировщики. Следом за комэском ушёл в воздух и «ястребок» Иванова. Снова, как в первый день войны, рвутся к кораблям «Юнкерсы» и «Хейнкели». И, как тогда, вражеских самолётов больше, нежели наших. На 10-й минуте воздушного боя Иванов впервые испытал непередаваемый восторг: атакованный им «Юнкерс» густо задымил и пошёл к воде. Так хотелось проводить его взглядом до волн, но Иванов тут же выбрал другую вражескую машину и обрушил на неё огонь.

12 ноября волны немецких бомбардировщиков накатывались одна за другой. Яков Иванов в тот день едва успевал в перерывах между вылетами пополнять боезапас, заправлять самолёт горючим. Действовал он в паре с лётчиком Н. Саввой. Вдвоём они вели бой против девятки Ju-88 и He-111. Советским лётчикам удалось отколоть от группы два «Юнкерса» и заставить их неприцельно сбросить бомбы. Затем Савва и Иванов обрушились на другие самолёты врага. Вскоре Иванову удалось приблизиться к одному из бомбардировщиков и прицельной очередью уничтожить воздушного стрелка. После этого он ещё больше сблизился с врагом и нажал на гашетку. Раздалось несколько выстрелов, и оружие замолчало: кончились боеприпасы...

МиГ-3

Впереди маячил «Хейнкель-111». Сколько было у Якова Иванова встреч с врагами, но, как только они оказывались перед его пулемётами, поспешно сбрасывали бомбы, лишь бы спастись. А этот немец упорно продолжал лететь с явной целью ударить по нашему крейсеру. Есть секунды, равные по значению всей жизни. Ещё не приняв окончательного решения, Иванов двинул сектор газа. Мотор прибавил обороты.

— Иду на таран! — передал Иванов ведомому.

...50, 30, 10 метров до противника, даже пробоины в плоскостях его машины как на ладони. Уже и хвостовое оперение рядом. Грохот впереди, в стекло что-то ударило, истребитель затрясло, мимо пронёсся хвост вражеского самолёта, а рядом — неуправляемый «Хейнкель», который камнем пошёл к земле и взорвался на собственных бомбах.

Самолёт так трясло, что управлять им, казалось, было невозможно. Но руки делали своё дело. Иванов кратчайшим путём устремился к своему аэродрому. Посадка оказалась трудной. Из кабины его вынесли друзья. По обычаю качали. Потом рассматривали винт. Все пришли к единому выводу: машину можно отремонтировать. Один из лётчиков, осматривая самолёт, заметил:

— Такое, наверное, возможно лишь раз в жизни.

— Возможно, и так, — ответил Иванов.

Сбитый«Хейнкель-111»

Оказалось, что не так! Именно Якову Иванову довелось совершить и второй таран. И спустя всего лишь 5 дней. А перед этим он сбил над Севастополем ещё 2 вражеских самолёта.

17 ноября Яков Иванов поднялся по тревоге для отражения массированного налёта немецкой авиации. На главную базу флота шли около 30 бомбардировщиков. Сверху их действия координировал многоцелевой самолёт М-110, а вокруг основной группы сновали истребители Ме-109. Вот на координатора-то и нацелил свой первый удар Иванов. Решительной атакой «стодесятый» был уничтожен. Затем пришлось отбиваться от наседавших «Мессеров». И надо же так случиться — сразу отказало всё оружие. Что делать?

Возможно, в эти секунды Иванов подумал о новом таране. Но этого никто не знает. Однако наши лётчики видели, как истребитель Якова Иванова с безмолвствующими пулемётами приблизился к вражескому бомбардировщику Do-215. Должно быть хотел отрубить ему хвост. Но пилот «Дорнье», видимо, понял, что, если он не свернёт с боевого курса, советский истребитель врежется в его бомбардировщик, и заложил крутой вираж. Вместо хвостового оперения Иванов ударил мотором по кабине. «Доронье» разрушаясь, упал и взорвался на своих же бомбах. Это была 9-я победа Якова Иванова. Но победа ценой собственной жизни...

Через 2 месяца, 11 января 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Якову Матвеевичу Иванову, первому из черноморцев, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В честь Иванова названа улица в городе Чудово Новгородской области, установлены бюсты в Севастополе и посёлке Кача в Крыму. Также его именем названы улица и спортивный комплекс в п. Волот Волотовского р-на Новгородской области.

В городе Севастополе улица имени Якова Матвеевича Иванова находится между улицами Супруна и Короленко. Она пересекает проспект Генерала Острякова и улицу Николая Музыки. Свое название улочка получила 17 апреля 1957 года.

Бюст в Севастополе

В советское время в Камском речном пароходстве ходил буксир «Герой Я. М. Иванов».

В Волотовском районе проводится турнир по тхэквондо — Открытое первенство района памяти Героя Советского Союза летчика Якова Иванова.

источники:

www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=561

sevastopol.su/faces/ivanov-yakov-matveevich

vnnews.ru/social/41007-sergeie-vitushkin-rasskazal-vn-o-zagadke-sudbi-nashego-zemlyaka-letchika-istrebitelya-yakova-ivanova-pogibshego-17-noyabrya-1941-goda.html?tmpl=print

Тип статьи:
Авторская
40

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!