Контрудар кавалерии Доватора

24 ноября 1941 года неожиданный контрудар кавалерии Доватора на Солнечногорск сорвал план немцев к вечеру быть в Москве.
2 октября 1941 года на Западном фронте загрохотал «Тайфун» — началось генеральное наступление вермахта на Москву.
Отведенная из северной части Смоленщины в Подмосковье, во фронтовой резерв, кавгруппа Доватора активно включилась в оборону Москвы в конце октября, под Волоколамском, войдя в состав 16-й армии К.К. Рокоссовского. Соседом группы — 20 ноября переименованной в 3-й кавалерийский, а 26 ноября — во 2-й гвардейский кавалерийский корпус — стала знаменитая 316-я стрелковая дивизия И.В. Панфилова.
Это было направление главного удара противника. Наступавшая здесь, из района Волоколамска на Истру и Солнечногорск, 4-я танковая группа вермахта ближе всех подошла к Москве...
Отмеченная Рокоссовским «вдумчивость» Доватора проявилась и здесь. Если командир соседней 44-й кавдивизии 15 ноября бросил свои полки на врага в конном строю, без выстрела, в лоб (и быстро потерял их под артогнем), то Доватор, нанося 24 ноября контрудар в районе Солнечногорска, сочетал действия спешенных конников и танков, применял маневр, обход с фланга...
Лев Доватор
Жизнерадостный (как вспоминал Рокоссовский) Лев Михайлович не терял присутствия духа и в самые тяжелые дни.
«Тов. Доватор!
На Вас смотрит вся Европа. Есть возможность отличиться. Надеюсь на то, что вы решительным быстрым контрударом с танками на Пешки восстановите положение».
На этой записке, полученной от Рокоссовского 25 ноября, Доватор написал: «Европа не Европа, а немцы узнают, что Москву не взять. Доватор».
В тот день немцы были в 30 километрах от северной окраины Москвы.
Доватор слово сдержал.
Комментарии