Человечность превыше всего

В каждом военном конфликте имеются собственные официальные и неофициальные традиции, дающие возможность в той или иной степени «очеловечить» процесс массового уничтожения друг друга вооруженными силами воюющих государств. Плоды агитации, которую проводят среди новых военнослужащих, эффективны лишь в первые месяцы военных столкновений. Затем патриотический энтузиазм пропадает. Бойцы на собственном опыте ощущают весь кошмар и трудности сражений: гибель друзей, травмы, голод, сырость и грязь, отсутствие возможности полноценно выспаться.
Став добычей для вшей в траншеях, солдаты начинают по-другому относиться к окружающей обстановке. Уже берутся в расчет соображения практического и экономического смысла действий и сострадания к другому человеку, пусть и воюющему на другой стороне. Даже в неразберихе рукопашной штыковой схватки воины следуют ряду неформальных традиций.
Конечно, это происходит не в 100% случаев, но всё – таки.
НЕ ЛИШАТЬ ЖИЗНИ ВРАГА, ПОЛУЧИВШЕГО СЕРЬЁЗНОЕ РАНЕНИЕ
Геббельс, являвшийся идеологом теории превосходства «истинных арийцев» и ближайшим сподвижником фюрера, однажды заявил, что с экономической точки зрения противника выгоднее тяжело ранить, чем просто уничтожить. Любой серьезно травмированный воин – большая обуза для войска. Первоначально его необходимо отправить в полевой лазарет, потом провести хирургическое вмешательство, способствовать восстановлению его здоровья.
Пока боец идет на поправку, его требуется кормить и охранять.
Чем больше число серьезно раненых бойцов ослабляет войско, тем ниже вероятность его успеха на войне. Поэтому из столь жестоких доводов целесообразности в процессе штыкового нападения никогда не убивали изувеченных, катающихся по земле и страдающих от ран противников. Добивали лишь легко раненых воинов, которые очевидно собирались напасть в последний раз.
НЕ АТАКОВАТЬ СДАЮЩИХСЯ ПРОТИВНИКОВ
Более человечные мотивы использовались по отношению к людям, готовым добровольно стать военнопленными. Если в процессе наступления противник поднимал руки и падал на колени, прося сохранить жизнь, то его не уничтожали. Это одна из традиций ведения «гуманного сражения». В первый раз подобный обычай был зафиксирован в труде «Искусство войны» Древнего Китая (6 столетие до Р.Х.).
Кодекс чести Бусидо говорил японским воинам, что лишение жизни врага, отдавшегося в руки победителя, приведет к беде.
Невзирая на то, что с того момента минуло больше 2 000 лет, даже в Великую Отечественную данное правило исполнялось. При штыковом нападении воины не уничтожали сдающихся противников.
На это было две основных причины. Прежде всего, действовало элементарное человеколюбие, которое есть у любого психически и морально здорового человека. Лишь ненормальные и безнравственные люди лишают жизни безосновательно. В то же время штыковое наступление – утомительная операция. Если противник капитулирует без борьбы, то расходовать на него мускульную энергию бессмысленно.
НЕ УНИЧТОЖАТЬ ПЕРЕГОВОРЩИКОВ
Лица, поднявшие белый флаг, всегда обладали на фронте специальным статусом.
Появление переговорщиков – признак проявления доброй воли врага, попытка найти компромисс и снизить количество жертв. Если показался белый флаг, то у бойцов возникал шанс остаться в живых в самом жестоком сражении. Парламентеров никогда не лишали жизни.
НЕ НАПАДАТЬ НА МЕДПЕРСОНАЛ И РАБОТНИКОВ КОМАНД ЗАХОРОНЕНИЯ
Как правило, при штыковом наступлении на месте сражения оставались только главные силы пехоты. Вместе с тем во время бойни время от времени местами возникал красный крест санитара. Даже самые разъяренные от потоков крови и страха воины не атаковали медсестер, которые, рискуя своей жизнью, уносили раненых с поля брани.
Аналогичная картина наблюдалась и в отношении команд захоронения, которые приступали к работе после завершения главного боя. Член похоронной команды, убиравший тела с нейтральной территории, приносил пользу обоим враждующим сторонам. Разлагавшиеся трупы испускали зловоние и становились источником инфекции, от которой мог заболеть любой человек. Уничтожать членов похоронной бригады было бессмысленно. Подобная жестокость могла выйти боком.
Следование данным простым традициям давало возможность посеять разумное и милосердное зерно среди ужасов сражений.
Комментарии