В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Июнь, 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

А теперь "горбатый"!

фотография:
А теперь

22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» на Украине (который позже был переименован в «Запорожский автомобилестроительный завод») сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» – ЗАЗ-965. Считается, что бразцом для этого «народного автомобиля» послужил итальянский «FIAT 600», разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой.

Перекроенный и «доведенный до ума» конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), «горбатый», как его называли в народе, получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе.

Первый «Запорожец» на год своего появления стоил 16 000 дореформенных советских рублей, и первая партия машин в миг разошлась по заждавшимся «очередникам», готовым простить все его недостатки. После денежной реформы 1961 года ЗАЗ-965 стал стоить примерно 1600 рублей (по другим данным, первоначальная стоимость была 18000 рублей и 1800 послереформенных рублей). Довольно быстро советский «народный» автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля. Кстати, известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом «Yalta». На этой же базе завод стал выпускать и так называемые «инвалидки» — модификацию ЗАЗ с измененными механизмами управления.

«Горбатый Запорожец» выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды. 19 сентября 2008 года Запорожский автозавод завершил выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» – последнего потомка «горбатого» ЗАЗ-965.

ЗАЗ-1103 «Славута»

Прекратить производство «запорожца» вынудили автопроизводителя экологические требования Евросоюза, в который стремилась попасть Украина.

Почему «горбатым» можно гордиться

Почему-то в среде псевдо-экспертов принято считать, что первая украинская легковушка – «Запорожец» ЗАЗ-965 – была скопирована с итальянского Fiat`а. Поговорим об эксплуатационных характеристиках. Причем разговор этот будет совершенно предметным, со ссылкой на конкретные цифры из отчетов НАМИ за 1959 год.

Тогда советский Научный автомоторный институт провел сравнительные испытания восемнадцати зарубежных моделей автомобилей и автомобильчиков. Их итоги были обобщены в отчете для профильных специалистов, который даже был издан небольшим по масштабам страны тиражом. В этой брошюре можно найти немало удивительного.

Компоновка ЗАЗ-965 была наиболее рациональной для своего времени

Например, в том далеком 1959 году, когда проходили исследования и испытания иномарок, наш «Запорожец» уже был готов к производству. То есть миф о его копировании не получает подтверждения с первых же страниц документа.

Итак, вот как выглядел наш горбатый «Запорожец» на фоне признанных во всем мире одноклассников: BMW 600, Citroen 2CV, Daf 600, Fiat 500, Fiat 600, Lloyd LP600, NSU Prinz, Trabant P50.

Вместимость

Вопреки стереотипам, «Запорожец» не был тесным. Сравнение с конкурентами показывает, что по классическому показателю – длине салона (от выжатой педали сцепления до жесткой основы спинки заднего сиденья) – «горбатый» является лидером в классе: 1840 мм. У других автомобилей этот показатель лежит в пределах 1640 – 1830 мм. При этом только Fiat 500 заявлен как машина для двух взрослых и двух детей, все остальные официально позиционируются как четырехместные.

Citroen 2CV был крупнее одноклассников по габаритам, но оказался теснее “Запорожца” внутри

Энерговооруженность

Все знают, что «Запик» был хилым и неторопливым – и это неправда! На фоне своих иностранных собратьев это был мощный, самодостаточный автомобиль. Его четырехцилиндровый мотор объемом 0,750 – 0, 890 л развивал в разные годы от 23-х до 30 л.с. В то время как у большинства одноклассников были тщедушные двухцилиндровые движки объемом 425 – 600 «кубиков» и мощностью от 12-ти до 20 «лошадок». У одного только «шестисотого» мощность превышала двадцатисильную отметку: целых 22 л.с.!

Итальянский Fiat 600 почему-то называют прототипом ЗАЗ-965. На самом деле – лишь внешнее сходство передней части

Даже если учесть, что «Запорожец» был на 30 – 160 кг тяжелее большинства своих собратьев (кроме DAF), его энерговооруженность была сначала выше среднего, а затем – и вовсе рекордной. На каждую лошадиную силу у него приходилось 42 – 35 кг полной массы, а с появлением нового 30-сильного мотора каждая запорожская лошадь везла лишь 32 кг. Даже в комплектации с первым, самым слабым мотором у ЗАЗа был третий-четвертый результат в группе, а с 30-сильным он стал безоговорочным лидером. Между тем, у многих партнеров эта цифра близка к 50 кг, а у Citroen – целых 67 кг!

Немецкая модель NSU Prinz была самой быстрой микролитражкой конца 1950-х, но по многим характеристикам проигрывала “горбатому”

Соответственно, максималку в 90 – 100 км/ч развивал не каждый конкурент, точнее, до “сотни” разгонялся только NSU Prinz, остальные в основном укладывались в показатель 70 – 92 км/ч.

Не имел «Запик» проблем и с тягой: крутящий момент в 5,3 кгм ставит его на первое место в списке сверстников — «стритрейсеров», причем с большим отрывом, поскольку среднее «по палате» значение лишь 4,22 кгм.

Экономичность

В масштабах страны ЗАЗ-965 слыл экономичной машиной, хотя на общеевропейском уровне не все так однозначно. Контрольный расход топлива 5,5 л/100 км – с одной стороны, показатель завидный и по нынешним временам. С другой, некоторые одноклассники потребляли еще меньше: 4,3 – 5,3 л/100 км. Но настоящие «проглоты», такие как Trabant (6,0 л/100 км) и Lloyd (6,13 л/100 км), вывели среднюю цифру расхода по группе в 5,2 л/100 км, от которой «Запорожец» отклонился ненамного, но в невыгодную сторону.

Голландский Daf 600 был массивнее ЗАЗа, но оказался менее вместительным и не таким динамичным, как “Запорожец”

Ресурс

Все испытуемые автомобили в течение 1959 года намотали по дорогам разного качества 25 тысяч километров, что дало испытателям НАМИ богатую статистику касательно надежности и долговечности. Ходовая часть всех иномарок тяжело перенесла такие нагрузки. Уже к половине пробега отмечались поломки поперечных рессор у Fiat`ов, потеря упругости пружин, критический износ шарниров рулевого управления. К концу испытаний ни одна из иномарок не избежала серьезных проблем в ходовой. У «шестисотого» износ не ограничивался деталями подвески – в отчете испытателей 1959 года отмечается, что кузов «итальянцев» деформировался так, что нарушались углы установки колес.

Lloyd LP600 выпускался немецкой компанией Borgward – неторопливый, тесный и прожорливый

В свою очередь, ЗАЗ-965 обладал высокой проходимостью на проселочных дорогах. Также он с более высоким комфортом передвигался по неровностям, что обеспечивалось большими колесами и полностью независимой длинноходной подвеской. Но мы бы не стали относить это к особым преимуществам, поскольку иномарки создавались для одних условий эксплуатации, а ЗАЗ – для других. Что касается выявленных недостатков «Запорожца», то по сравнению с иномарками они проявлялись лишь в обширном перечне регламентых работ: шарниры подвески и рулевого требовали частого шприцевания.

“Запорожец” ЗАЗ-965, поставленный на конвейер в 1960-м, оставил о себе славу доступного и неприхотливого транспорта

Таким образом, по итогам испытаний 1959 года инженерами НАМИ были сделаны выводы о непригодности тех или иных конструкций для современных на то время автомобилей. Одновременно конструкция «Запорожца», оказавшаяся удачнее «иномарочных» решений и готовая на тот момент к производству, получила еще одно одобрение.

источники:

www.calend.ru/event/4994/

auto.24tv.ua/tag/vzhyvani_avto_tag130

Тип статьи:
Авторская
254

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!