В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Август, 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

​Крах киборгов донецкого аэропорта

фотография:
​Крах киборгов донецкого аэропорта

В ночь с 13 на 14 января 2015 года, ополчение ДНР начало операцию по штурму донецкого аэропорта (ДАП). В результате ожесточенных, продолжавшихся неделю боев, воздушная гавань Донецка оказалась под контролем ополченцев.

Борьба за донецкий аэропорт стала самым протяженным по времени и, пожалуй, самым символичным сражением в ходе войны на Донбассе. Бои за объект начались еще 26 мая 2014 года, когда подразделения ДНР «Восток» и «Интербригада» попытались занять ДАП, рассчитывая на то, что занявшие его спецподразделения ВСУ (военнослужащие 3 полка спецназа ГУР) не окажут серьезного сопротивления. Однако, занявшие терминал ополченцы попали под огонь снайперов, а впоследствии под авиаудар. В результате боя «Восток» и «Интербригада» понесли серьезные потери, погибли около 50 человек. Первый штурм аэропорта провалился.

Летом 2014 ополчение не предпринимало попыток штурма аэропорта. Силы ДНР были заняты боями на границе с РФ, где впоследствии образовался Южный котел, свободных подразделений для штурма ДАПа попросту не было. В июле 2014 подразделения ВСУ заняли Пески и Авдеевку, фактически деблокировав аэропорт.

Попытки ополчения взять ДАП под контроль возобновились осенью 2014 года. Попытки штурма предпринимались неоднократно, однако заканчивались провалом. Оборонявшие аэропорт военнослужащие аэромобильных войск ВСУ вызывали заградительный огонь артиллерии, которая заставляла ополченцев сворачивать атаки. Неудачные попытки штурма ДАПа породили миф о непобедимых воинах ВСУ, так называемых «киборгах».

Украинская пропаганда активно тиражировала легенды о ДАПе, как о неприступной крепости. Впоследствии этот миф сыграет очень злую шутку с защитниками аэропорта. Тем не менее, определенных положительных результатов все же удалось добиться. В частности, колонны ВСУ теперь же не могли свободно продвигаться к ДАПу. Объект не был полностью окружен, однако все подъезды к нему простреливались. Фактически ДАП находился в огневом окружении. Любой проход колонны стоил украинским военным ощутимых потерь в живой силе и технике. К концу декабря ополченцы, постепенно продвигаясь вперед, достаточно близко подобрались к позициям ВСУ в аэропорту. Ключевыми точками в обороне украинских военных были новый терминал ДАПа и диспетчерская вышка. Расположенные высоко над местностью здания позволяли достаточно уверенно контролировать подходы к аэропорту, и вызывать на боевые порядки атакующих артиллерийский огонь. Однако, занятые ополчением постройки на территории ДАПа, в том числе и старый терминал, сокращали расстояние для последнего рывка. Положение «киборгов» постепенно ухудшалось, но ослепленное успехами при отражении осенних атак ополчения командование ВСУ не придавало этому значения. Кроме того, того, миф о «киборгах», оборонявших неприступную крепость ДАП уже зачастую перевешивал над здравым смыслом при планировании боевых действий.

Фото Влад Зеленый/Сгоревшая БМП-2 в районе ВПП донецкогоаэропорта

В это же время ополчение ДНР готовилось к штурму объекта. В составе батальонов «Восток», «Сомали» и «Спарта» были выделены штурмовые группы, которые усиленно отрабатывали тактику штурма нового терминала. При планировании штурма использовались методы, применяемые как в ходе войны в Чечне, ветеранами которой были некоторые ополченцы, так и тактические приемы, используемые еще в годы Великой Отечественной Войны. Основную работу непосредственно на объекте предстояло сделать подразделениям под командованием Арсена Павлова (Моторолы) и Михаила Толстых (Гиви). Стоит отметить, что штурмовые группы «Спарты» и «Сомали» отработали навыки боев внутри терминала до автоматизма. Несколько незамеченной при освящении в СМИ штурма аэропорта оставалась роль артиллерии ДНР. Однако, именно действия артиллеристов, полностью выигравших контрбатарейную борьбу у ВСУ, обеспечили успех штурмовых групп, занявших терминал.

К январю 2015 года в составе подразделений ВСУ в районе аэропорта произошла ротация личного состава. Ключевая роль в обороне сектора по-прежнему принадлежала 93-й механизированной бригаде (93 ОМБр), а вот непосредственно терминал обороняли военнослужащие аэромобильных войск, переброшенные в ДАП только в декабре 2014 года. Ключевую роль в обороне должны были играть бойцы 90-го аэромобильного батальона новой 81-й десантно-штурмовой бригады, усиленные военнослужащими 80-й аэромобильной бригады. В целом в районе аэропорта и прилегающих Песках, Авдеевке и Спартаке украинские подразделения обладали численным превосходством над ополчением ДНР.

Операция по штурму аэропорта началась в ночь с 13 на 14 января 2015 года. В первую очередь огнем из танков была разрушена диспетчерская вышка, откуда ВСУ корректировали огонь артиллерии. По новому терминалу был нанесен удар инженерным боеприпасом из установки разминирования УР-77. Заряд из двух тонн взрывчатки попросту обрушил часть конструкции. После удара в терминал ворвались штурмовые группы. В ходе боя активно применялись гранаты, а также накладные заряды, с помощью которых саперы проделывали проемы в стенах. Для «выкуривания» украинских военных из помещений применялись дымовые шашки, а также слезоточивый газ «черемуха». Уже 14 января «киборги» по факту оказались загнаны в ловушку, их разгром стал делом времени. Украинское командование имело полноценные шансы вывести своих солдат из терминала, дав команду на отход под покровом ночи. Более того, вплоть до 20 января к терминалу прорывались одиночные бронемашины, которым даже иногда удавалось эвакуировать раненных. Однако, команды на отступление не поступило. Миф о неприступной крепости надо было поддерживать.

Фото Влад Зеленый/ Вид на диспетчерскую башню

С утра 14 января части ВСУ в секторе пытались прорваться к новому терминалу и выбить ополчение ДНР с занятых позиций. В окрестностях аэропорта вспыхнули ожесточенные бои. Украинская артиллерия обрушила шквальный огонь на позиции ДНР. В частности, именно тогда был разрушен Иверский монастырь. Под прикрытием артогня части ВСУ пытались прорваться к новому терминалу. Однако, теперь ситуация изменилась. Если осенью 2014 атакующие на открытой местности ополченцы ДНР поражались корректирумой из терминала артиллерией ВСУ, то теперь на месте ополчения оказались украинские военные. В нанесении ударов по боевым порядкам участвовали даже РСЗО. Неся существенные потери, украинские военные откатывались на исходные позиции. С 17 января в попытках прорваться к новому терминалу принимали участие отряды Правого Сектора (организация запрещена в РФ), глава которых Ярош даже получил в ходе этих боев осколочное ранение.

18 января танкам ВСУ удалось внезапной атакой со стороны поселка Спартак прорвать оборону ДНР. Одна из украинских колонн в тумане въехала в городскую черту Донецка. В районе Путиловского моста танки ВСУ сумели уничтожить 3 танка из состава батальона «Сомали», которые стояли там без боекомплекта. Однако, вскоре украинская колонна сама была уничтожена. Один танк сгорел, два поврежденных были захвачены ополчением. В этот день ВСУ удалось вывезти из нового терминала часть «киборгов». Больше удачных прорывов к терминалу не происходило.

20 января при попытке выйти к новому терминалу была разгромлена колонна 90-го аэромобильного батальона. Любопытно, что «аэромобильники» прорывались на блокированный противником объект на легких тягачах МТЛБ. В ходе боя были выведены из строя 2 машины, третьей удалось уйти. Погибли 9 «аэромобильников», еще 8 попали в плен. В числе пленный оказался командир батальона подполковник Кузьминых. К этому моменту бесперспективность обороны нового терминала стала очевидной, здравые голоса предлагали командованию эвакуировать личный состав с разрушенных позиций, однако «киборгов» предпочли принести в жертву пропаганде. Приказ на отход из огневого окружения так и не поступил.

Развалины Иверского монастыря

21 января штурм нового терминала был фактически завершен. Оборонявшихся в развалинах третьего этажа «киборгов» саперы ДНР попросту подорвали накладными зарядами. Остававшиеся в живых блокированные украинские в различных помещениях терминала украинские военные сдавались в плен. Общее количество пленных составило 14 человек.

После окончания боев за новый терминал подразделения ВСУ вплоть до 25 января вели бои за расположенный на территории ДАП бункер РЛС, который стал последним подконтрольным украинской армии объектом в аэропорту. Однако, под плотным огнем артиллерии они были вынуждены покинуть и эту позицию. Взятие бункера РЛС фактически стало завершением штурма донецкого аэропорта. К сожалению, дальнейшие попытки наступательных операций ДНР по освобождению Песок и Авдеевки успехом не увенчались, бои на этих участках идут по сей день.

Командование ВСУ признало факт потери объекта лишь 29 января. В ходе боев за ДАП с 13 января 2015 погибли не меньше 130 украинских военнослужащих, около 30 оказались в плену. Кроме того, в ходе этих боев украинская армия лишилась как минимум 10 танков, и свыше 40 бронемашин, часть из которых стали трофеями ДНР. Примерно такую цену заплатила украинская армия за навязанный командованием ВСУ миф о неприступной крепости ДАП и непобедимых «киборгах».

Дмитрий Валюженич

Тип статьи:
Авторская
278

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!