В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Ноябрь, 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

240-мм миномет М-240 (СССР)

фотография:
240-мм миномет М-240 (СССР)

В январе 1944 года ГАУ выдало новые тактико-технические требования на разработку 240-мм миномета усиления. В 1944-1945 годах опытный образец 240-мм миномета, разработанного в СКБ под руководством Б. И. Шавырина, несколько раз проходил заводские испытания. После войны испытания его были возобновлены в 1947 году и закончились лишь в 1949 году. В 1950 году миномет был принят на вооружение под названием «240-мм миномет М-240». Дальность стрельбы М-240 составляла 8000 м. В 1953 году для М-240 был разработан специальный метательный заряд, обеспечивающий дальность стрельбы 9700 м. Серийное производство минометов М-240 было начато в 1951 году на заводе № 75 (г. Юрга), где с 1951 по 1958 год было изготовлено 329 минометов М-240.

240-мм миномет М-240 представляет собой жесткую (без противооткатных устройств) казнозарядную гладкоствольную систему на колесном лафете, стреляющую оперенным снарядом (миной). Миномет состоит из следующих основных частей: ствола с затвором, казенника, рамы с амортизатором, станка с механизмами наводки и уравновешивающего механизма, колесного хода с подрессориванием, стрелы с механизмом перевода миномета в боевое и походное положение, опорной плиты, шворневой лапы и прицельных приспособлений. Ствол представляет собой гладкостенную трубу, закрепленную в цапфенной обойме, которая имеет возможность качаться на цапфах для приведения ствола в положение для заряжания. Закрывание ствола с казенной части осуществляется откидывающимся вверх затвором.

Казенник служит для запирания ствола и передачи силы отдачи при выстреле на опорную плиту. Конусная часть казенника оканчивается шаровой пятой, с помощью которой казенник соединяется с чашей опорной плиты. Станок состоит из двух рам (верхней и нижней) штампосварной конструкции, шарнирно соединенных между собой. Поворотный механизм винтового типа. Угол горизонтального обстрела без перемещения стрелы и колес при угле возвышения ствола 45° равен ±8°26', при угле возвышения ствола 80° равен ±39°. Стрельба при угле возвышения 45° разрешается после усадочных выстрелов и только с твердого грунта. Подъемный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм — пружинного типа, расположен с правой стороны станка. Нижняя рама собрана на боевой оси двухколесного хода. Подрессоривание пружинное, колеса хода — ЯТБ-4 — троллейбусного типа с губчатым наполнением.

Габариты миномета М-240 в походном положении: длина 6350 мм, ширина 2430 мм, высота (по плите) 2210 мм. Ширина хода 2060 мм, клиренс 350 мм. Высота миномета в боевом положении при угле возвышения 80° 5340 мм. Первоначально миномет имел панорамный прицел МП-46. С начала 1955 года миномет М-240 укомплектовывался модернизированным минометным прицелом с орудийным коллиматором К-1. Мины к миномету подвозятся с помощью специальной тележки. Тележка состоит из двух трубчатых сварных рам и двух колес с шинами ГК.

Заряжание миномета производится с казенной части, для чего ствол приводят в горизонтальное положение. После открывания затвора на полуоси клина затвора навешивают лоток. Пять человек расчета вручную поднимают мину, кладут ее на лоток и досылают мину в канал ствола. Затем ствол опускается в казенник для производства выстрела. Время перевода М-240 из походного положения в боевое на заранее подготовленной огневой позиции 20-25 минут, обратный переход 15-20 минут. Миномет перевозится за тягачом АТЛ или другим артиллерийским тягачом со скоростью до 40 км/час. Боеприпасы к миномету перевозятся в кузове тягача и на автомобиле.

Тактико-технические характеристики миномета М-240

Расчет — 9 (11) человек.

Боевая масса — 3610 кг.

Начальная скорость мины — 158-362 м/с.

Угол возвышения — 45-80 градусов.

Скорострельность: 1 выстр./мин.

Максимальная дальность стрельбы — 9700 м.

Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, активно-реактивные мины.

Вес осколочно-фугасной мины — 130,8 кг.

Время перевода из походного положения в боевое: 20-25 мин.

Способ транспортировки: перевозится грузовыми автомобилями и тягачом АТЛ.

Тип статьи:
Авторская
197

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!