В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества

Казаки в Русской смуте XVII века.

Казаки в Русской смуте XVII века. 

Смута в России в начале XVII века – выражение глубокого общественного кризиса средневековой страны, политическое объединение которой произошло ранее, чем сложились для этого необходимые предпосылки в ее хозяйственном развитии, где расширялось поместное землевладение, где тяготы Ливонской войны и насилия опричнины ускорили хозяйственный кризис небывалой ранее силы, где власти путем ужесточения крепостнических норм пытались сдержать разбегавшееся население Центра и Северо-Запада, где, наконец, пресечение династии со смертью царя Федора в 1598 году привело к резкому изменению взглядов общества на саму царскую власть, уже не данную свыше, а зависимую от суетных людских устремлений, когда царь избирался на Земском соборе. Смута осложнилась иноземным вмешательством. Оно вызвало освободительную борьбу, постепенно отодвинувшую на второй план социально-политические мотивы, и эта борьба приняла общенародный характер. 

Вовлечение казаков с Дона, Яика, Терека и Днепра в развернувшуюся в России в начале XVII века социально-политическую и освободительную борьбу предопределялось их тесными связями с Россией. Способствовали этому также возрастание численности казачества в конце XVI века и его боевой мощи, а также особенности общественного сознания в казачьей среде, в котором вольнолюбие и осознание самоценности свободы сочеталось с монархизмом и патернализмом, характерным для менталитета всех слоев населения России эпохи средневековья. Живя на окраинах страны и формально не подчиняясь верховной власти казаки не были чужды чаяниям народов России. Поэтому конец династии Рюриковичей и избрание на престол в 1598 году Бориса Годунова в сочетании с распространяемыми по всей стране слухами о чудесном спасении царевича Дмитрия вызывали брожение умов в среде казаков. К тому же при Борисе Годунове проводилась весьма жесткая политика по отношению к казачеству и делалась попытка установить над ним контроль. Казаки участвовали в событиях русской Смуты, начиная с активной поддержки самозванца Лжедмитрия I и вплоть до ее завершения. 

Активная поддержка казаками Лжедмитрия I с самого начала его выступления в 1604 году объяснялась не тем, что идея восстановления на прародительском престоле законного государя овладела казаками, а тем что казачество было озлоблено указами Бориса Годунова направленными против казачьей вольницы. 

С самого начала продвижения войска Лжедмитрия I в его составе находились Донские, Днепровские и Яицкие казаки. А после того, как царские войска нанесли самозванцу сокрушительное поражение, небольшой отряд донских казаков числом в 1,5 – 2 тысячи человек атамана Андрея Корелы занял город Кромы. Шесть недель тридцатитысячная царская армия осаждала Кромы, но казаки выдержали осаду. Тем временем в Путивле Лжедмитрий I восстановил свои силы, царская же армия, разлагалась и слабела. Умелые и успешные действия донских казаков во главе с Андреем Корелой способствовали общему успеху самозванца. 

Ранней весной 1606 года на Тереке началось движение казаков, выдвинувших из своей среды собственного «царевича» - Петра. Им был «молодой» (неполноправный) казак Илья (Илейка) Иванов сын Коровин (Горчаков) по прозвищу Муромец – выходец из города Мурома. Дело обстояло так, зимой 1605-1606 годов вольные казаки на Тереке съехались на общевойсковой круг, где выработали план дальнейших действий. На кругу выдвинулась группа из 300 казаков во главе с атаманом Федором Бодыриным, которые подняли голос против «лихих бояр», требуя выплаты царского жалованья. Как рассказал на допросе сам Лжепетр терцы роптали на задержку жалованья и голод, говоря: «Государь де (Лжедмитрий I) нас хотел пожаловати, да лихи де бояре: переводят де жалованье бояря, да не дадут жалованья…». Казаки порешили идти к Москве за государевой милостью. 

Движение терских казаков приобрело самозванческую окраску. В Смуту бытовала легенда о царевиче Петре, сыне царя Федора Ивановича которого царица Ирина Годунова, опасаясь якобы своего брата, подменила девочкой и отдала в надежные руки. Именно этой легендой и воспользовались казаки на Тереке. Царевича Терские казаки выбирали на кругу. Появилось две кандидатуры: сын астраханского стрельца Митька и «молодой казак» Илейка. Выбор пал на Илейку Муромца, он и стал царевичем Петром Федоровичем. 

Весной 1606 года казаки под предводительством Лжепетра на стругах вышли из Терека в Каспий на остров Чечень, куда «съехались все казаки из юртов». На сторону самозванца перешла значительная часть терско-гребенского казачества. Повстанцы продвигались «вверх по Волге», где к ним примыкали донские и волжские казаки, а также «беглые сходцы» из разных уголков России. Вскоре под знаменами «царевича» собралось до 4 тысяч человек, основную часть которых составили казаки – терские, волжские, донские и яицкие. Самозванец двинулся к Москве на помощь ЛжедмитриюI, призвавшего казаков к себе. Но когда казаки узнали об убийстве в Москве самозванца 17 мая 1606 года они с Волги повернули на Дон. На обратном пути войско Лжепетра грабило купеческие караваны и разоряло небольшие крепости. 

Летом 1606 года на Дон прибыли припасы и жалованье от нового царя – Василия Шуйского, после чего Войско Донское официально объявило о своем невмешательстве в борьбу правительства и повстанцев. Это значило, что «царевич Петр» отныне мог привлечь к себе в лучшем случае «голутвенных» казаков, большинство которых жили на Северском Донце. Именно там осенью 1606 года Лжепетра и отыскали посланцы Ивана Болотникова. Таким образом, из локального движения поход терцев перерастает в общероссийское, слившись с выступлением под предводительством Ивана Болотникова. 

К тому времени повстанческая армия во главе с Болотниковым и Пашковым осадила Москву. Значительную часть восставших составляли казаки – донские, волжские, терские, яицкие и запорожские. Однако взять Москву не удалось, к тому же дворянский отряд Пашкова перешел на сторону Василия Шуйского. В декабре Болотников с остатками войска отступил в Калугу, откуда послал на Северщину донского атамана Ивана Заруцкого искать «царя Дмитрия». 

Крупное антиправительственное движение под предводительством Ивана Болотникова началось летом 1606 года после убийства Лжедмитрия I и избрания Земским собором на престол Василия Шуйского. Восстание началось в Путивле, поскольку население южной окраины было недовольно свержением самозванца. Ходили слухи о его новом чудесном спасении. Казаки играли в этом движении самую активную роль и участвовали почти во всех битвах с царскими войсками: в осаде Москвы И. Болотниковым 7 октября-2 декабря 1606 года, в калужском и тульском осадных сидениях 1607 года. 

В начале 1607 года Лжепетр со своим войском, в которое вошли несколько тысяч украинских казаков, двинулся на встречу Болотникову. Обосновавшись в Туле самозванец послал в Калугу Болотникову отряд с продовольствием, однако по дороге он был полностью разгромлен. В мае Лжепетр все-таки помог осажденной Калуге. Служивший ему князь Андрей Телятевский разбил на реке Пчельне правительственный отряд. Болотников этим воспользовался и прорвался в Тулу. 

Для борьбы с восставшими власти собрали стотысячное войско, которое 21 мая 1607 года вышло в поход к Туле во главе с царем Василием Шуйским. На заключительном этапе восстания Ивана Болотникова казаки участвовали в крупном сражении под Каширой 5-7 июня 1607 года, в котором повстанцы потерпели поражение. Затем казаки были среди защитников Тулы, после затопления которой с помощью плотины, построенной царскими войсками на реке Упе, они сдались вместе с другими восставшими 10 октября 1607 года и были отпущены восвояси, за исключением руководителей мятежа. Царь обещал сохранить жизнь Болотникову и Лжепетру, но слово не сдержал: в январе 1608 года был повешен Лжепетр(Илья Горчаков), а в марте ослеплен и утоплен Иван Болотников. 

С поражением восстания Ивана Болотникова Смута в стране не прекратилась. На горизонте появался новый самозванец Лжедмитрий II, обосновавшийся в селе Тушино под Москвой. Казаки и на этот раз поддержали самозванца и участвовали в ряде сражений с войсками царя Василия Шуйского. 

Лжедмитрий II неизвестно откуда появился в Стародубе примерно 12 июля 1607 года. Важнейшую роль в его признании сыграл донской атаман Иван Заруцкий, недавний соратник Лжедмитрия I. Вскоре самозванец начал собирать армию для войны с Василием Шуйским. В сентябре 1607 года трехтысячное войско выступило в поход. Треть его составляли казаки под предводительством Заруцкого. По дороге к самозванцу примкнуло около 500 донских казаков, а вскоре под осажденный Брянск явились 3 тысячи донцов и 4 тысячи бывших соратников Болотникова и Лжепетра, по преимуществу казаков. К началу апреля 1608 года армия самозванца выросла до 18 тысяч – к Лжедмитрию II, обосновавшемуся в Орле, пришли 5 тысяч донцов и 3 тысячи запорожцев. После чего самозванец двинулся к столице и в июне 1608 года стал укрепленным лагерем в Тушине. Вместе с ним тогда было не менее 30 тысяч воинов, около трети из них – казаки. К лету 1609 года численность тушинского воинства возросла до 100 тысяч, из которых примерно 45 тысяч дала казачья среда. В тушинском лагере очень высоко ценили боевые качества казачьих отрядов. Но казаки отличались не только в боях, но и в грабежах местного населения. Казачьи грабежи стали одной из важнейших причин постепенного перехода населения центральных уездов к борьбе с тушинцами. В самом тушинском лагере стал назревать кризис. Вторжение в Россию Сигизмунда III летом 1609 года и начало польской осады Смоленска привело к расколу единства тушинцев, а успехи царского воеводы Михаила Скопина-Шуйского и неудачная осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II ухудшили их положение. Рост противоречий в тушинском лагере привел к бегству самозванца в Калугу 29 декабря 1069 года. Одновременно раскололось и единство монолитных прежде рядов казачества. Так, вместе с атаманом Иваном Заруцким часть казаков ушла под Смоленск к польскому королю, некоторые – с Лжедмитрием в Калугу, а кое-кто вернулся по домам. 

Новый раскол в казачьей среде начался после того, как Иван Заруцкий вместе с атаманами из его окружения принял участие в переговорах с польской стороной по поводу приглашения на русский престол сына Сигизмунда III – королевича Владислава. Многие казаки не согласились с идеей передачи русского престола польскому королевичу-католику и включились в борьбу с польскими войсками, развернувшуюся в России. 

Борьба с польскими интервентами, занявшими в сентябре 1610 года Москву, приводила казаков в Калугу, к Лжедмитрию II. Его лагерь будоражили внутренние противоречия, следствием которых явилось убийство самозванца татарскими феодалами 11 декабря 1610 года. Казаки, считавшие его своим царем, истребили в Калуге всех татар. Вскоре после этого у Марины Мнишек родился сын от Лжедмитрия II Иван, которого казаки признали царевичем и стали бороться за возведение его на престол. Во главе их встал атаман Иван Заруцкий. 

Общенародную борьбу за освобождение столицы пытались в 1611 году возглавить рязанские дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым. Под его руководством стало создаваться ополчение, в котором приняли участие донские казаки. Их атаман Иван Заруцкий возглавил ополчение вместе с Прокопием Ляпуновым и князем Дмитрием Трубецким. В марте 1611 года ополчение попыталось освободить Москву, но сил для этого не хватило, а столица была сожжена. После неудачи в Москве ополчение распалось из-за противоречий между дворянством и казачеством. Дворянское руководство ополчением поспешило прежде всего обеспечить интересы помещиков, что нашло отражение в приговоре 30 июня 1611 года. В нем полностью отстранялись от власти на местах казацкие атаманы и эта власть отдавалась в руки дворян. Возник конфликт между казаками и двоярнами, в ходе которого дворяне утопили 28 казаков, а казаки убили 22 июня 1611 года Прокопия Ляпунова. После этого дворяне покинули ополчение, а власть перешла к Ивану Заруцкому, стремившемуся упрочить положение казачьей верхушки. Под Москвой образовалось правительство "казацких таборов”, которое желало передать престол сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но дворянство и значительная часть народа не желали видеть на престоле казацкого царя. А когда в 1612 году Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой признали псковского "вора Сидорку” царем Дмитрием, единство подмосковного лагеря окончательно раскололось. 

Нелегко складывались отношения у казаков из подмосковных таборов с народным ополчением Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Руководство Ополчения настойчиво привлекало казаков на свою сторону, и с конца весны 1612 года отдельные казачьи отряды стали присоединяться к Ополчению. Но это вызвало новый раскол в казачестве. Чувствуя, как крепнут позиции Ополчения и как теряет авторитет правительство "казацких таборов” под Москвой, Иван Заруцкий повел тайные переговоры с польским гетманом Ходкевичем. Но большинство казаков не одобрило переговоров. Тогда 12 июля 1612 года Иван Заруцкий с частью казаков бежал из-под Москвы на юг. Однако оставшиеся продолжали участвовать в борьбе с польскими войсками, хотя между Ополчением и казаками имелся известный элемент недоверия. Такое взаимное недоверие проявилось во время сражения с войсками гетмана Ходкевича под Москвой 22-24 августа 1612 года, когда 24 августа поляки усилили натиск, казаки ушли в свои таборы. И лишь после того, как к ним был послан келарь Троице-Сергиева монастыря А. Палицын, пообещавший заплатить из богатой монастырской казны, казаки вернулись и приняли участие в атаке, возглавленной самим Кузьмой Мининым. Это позволило отбить войска Ходкевича. Затем 22-26 октября казаки участвовали вместе с Ополчением в боях за Кремль. 

Активное участие казаков в борьбе за Москву в 1612 году предопределило их значительную роль на Земском соборе 1613 года, когда шли выборы царя. Голос донцов в пользу Михаила Романова имел очень важное значение в избрании его на престол. Более того, именно после Смуты и восстановления монархии обязательства государя-сюзерена в отношении служилого войска Донского были зафиксированы специальными грамотами 1615 и 1618 годов. 

Завершилась русская Смута. Не видя возможности для возведения на престол своего ставленника- сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек Ивана, Иван Заруцкий со своими казаками в апреле 1613 года ушел еще дальше на юг и в сентябре прибыл в Астрахань. С ним было всего 200 казаков – донских, терских и яицких. В целом донское казачество его не поддержало, однако и не выступило против него. Стремясь изолировать и как можно быстрее подавить новый очаг выступления, царская администрация обратилась с увещеваниями к вольным казакам, чтобы они к «воровской, злой смуте не приставали». 

Терские казаки не поддержали Ивана Заруцкого и его сторонников, ссылаясь на то, что «великому государю нашему многая служба и раденье объявилось и к воровству приставати не хотят». Для разгрома повстанцев в Астрахань направили многочисленный отряд, состоявший из терских ратных людей, служилых горцев и казаков во главе со стрелецким головою Василием Хохловым. После трехнедельной осады города в мае 1614 года Иван Заруцкий был разбит. Потерпев поражение Иван Заруцкий бежал на Яик, где стрелецкие головы Пальчиков и Онучин заставили яицких казаков выдать Ивана Заруцкого, Марину и ее сына. Атаман был посажен на кол, трехлетний ребенок повешен, а Марина умерла в тюрьме. 

Российская администрация щедро наградила вольных терских казаков, выдав им вместе с терскими служилыми людьми жалованье. 

Кандидат исторических наук Бурда Э.В. 
19:00
1375

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Патриарх Московский и всея Руси Гермоген возможно выходец из донских казаков
24 января 1848 года родился великий русский художник казачьего происхождения Василий Иванович Суриков
Как Семен Дежнев новые земли разведывал
Видимо, идея казачества, зажатая между идеями большевизма и идеями либерализма – есть единственное прибежище для русской души.