В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества

Енисейские казаки

Енисейские казаки — небольшая община, являвшаяся изначально отраслью сибирских казаков, возникшей из служилых казаков, остатков дружины Ермака и различных выходцев Московского государства, из местных инородцев и тому подобное. Своё название они получили от городков или "острожков" на реке Енисее, служивших главным местом их жительства; находясь в подчинении воеводам, управлявшим городами по наказам Сибирского приказа, енисейские казаки в первое время, то есть во 2-й половине XVI века, состояли под командою голов, сотников, пятидесятников и десятников, назначавшихся воеводами из их же среды, поселявшихся в верховьях реки Енисея.

Памятной датой для енисейских казаков является 1619 год, когда сибирские казаки из Тобольска Пётр Албычев и Черкас Рукин «сотоварищи» заложили Енисейский острог, ставший опорным пунктом для продвижения «землепроходцев» на реку Лену и дальше к востоку. Число их было невелико (100 человек) и выступали они под предводительством московского воеводы. Главной их обязанностью был сбор ясака с местных тунгусов, который поступал в амбар. Для улучшения сбора ясака была введена система заложников-аманатов.

Енисейский острог 

Но через несколько лет оказалось, что одного небольшого укрепления здесь мало и что путь на восток не достаточно обеспечен с юга. Поэтому местный воевода отправился в Москву с просьбой поставить и второй острог. Он там докладывал в «Казанском дворце»: «А только де того нового острогу ставить не послать, и в Енисейском остроге без прибавочных людей быть не уметь, для того что Енисейский острог место дальнее, за всеми сибирскими городы украинный город, и приходы к нему воинских людей частые, да и государевых ясачных людей, которые платят в Енисейский острог ясак, - тем енисейским служилым людям, 100 человекам, уберечь от воинских людей немочно».

13 декабря 1626 г. из Москвы в Сибирь пошел приказ: «Велено в Сибири, в Тобольску и в иных сибирсках городах для тое посылки в Качинскую землю на Красный Яр прибрати четыре человека атаманов, да четыреста человек казаков... на том Красном Яру на реке на Енисее поставить острог, а послать тех ново-приборных атаманов и казаков из Тобольска в ту Качинскую землю, указал государь, с Андреем Дубенским».

Однако, свободных Казаков и атаманов в Сибири тогда удалось набрать только 505 человека и эти служилые люди, перенося большие лишения и голод, отражая нападения местных Татар, построили к зиме 1628 году Красный острог, -  будущий Красноярск на Енисее, первым воеводой которого стал Андрей Дубенский.

Красноярский острог 

Главной опасностью для казаков были нападения енисейских кыргызов и сибирских татар. Енисейская земля стала плацдармом для дальнейшего освоения Сибири, однако её административным центром оставался Тобольск, откуда посылались воеводы. Казаки передвигались небольшими ватагами по 30 человек вдоль рек. В 1621 году был основан Ачинск, а в 1631 году Братск (атаман Максим Перфильев) и Илимск (Иван Галкин). Отсюда енисейские казаки под предводительством Петра Бекетова предприняли походы в Якутию (1632) и Забайкалье (1649).

Таким образом енисейские казаки выделились из Сибирских в первой четверти семнадцатого века.

От енисейских казаков отпочковались якутские казаки. Енисейским казаком числился уроженец Устюга Семен Дежнёв, достигший в 1648 году берегов Берингова пролива.

Семен Дежнёв 

Потомки прежних донских казаков пришли сюда с новых мест своего расселения: из Зырянской земли, из северных русских городов Вычегды, Ваги, Холмогор, Устюга, Вятки, Казани и др. В Енисейском и Красноярском острогах, а также в окруживших их деревнях были поселены и Днепровские Казаки - Черкесы, которые попадали в Сибирь как пленные или ссыльные. Иные из Казаков приходили сюда с семьями, другие брали себе жен из тех же казачьих семей или женились на чужеземках. За расовой чистотой казачьих сотен, в большинстве случаев, следили сами воеводы. Опыт показал им нецелесообразность «прибора» людей неказачьего происхождения: «А есть, государь в Красноярском, - писал Игнатий Башковский, - при прежних воеводах поверстанные в казачью службу, многие из гулящих людей... а таким, государь, гулящим людям в казачье службе быть незобычно». Он предлагал вместо них поверстать членов казачьих семейств: «А в тех гулящих людей места в казачью службу в Красноярском недорослей и казачьих детей и братьев и племянников верстать есть кого». О том же ходатайствовали сами Казаки и их просьба однажды уже была выполнена в 1680 году, когда последовал указ об устранении из сотен всех иногородних: «Которые люди верстаны из тяглых людей в службу из пашенных крестьян и из посадских и из гулящих людей и казачьи послуживцы», а также «которые верстаны на службу из иногородних служилых людей», - все должны быть «от службы отставлены», а в их место верстать казачьих детей, братьев и племянников родных». Одновременно с этим, многих «воровских» Казаков присылали сюда из ссылки на поселение в качестве пашенных крестьян. Их удаляли из казачьей среды, расказачивали, но судя по актам они все же не теряли прежних племенных связей. Е. К. старались сохранить старые традиции равенства, родственной и общественной близости в службе, но с годами и среди них стала создаваться своеобразная служилая аристократия. Семьи Потылициных, Ковригиных, Терских, Кольцовых, Тюменцевых выдвигались из поколения в поколение на должности старших и младших начальников. Они пользовались авторитетом и влияниями, не только у своей меньшой братии, но и у воевод. Особенно заслуженные получали от царя звание «детей боярских». Среди других это звание имели Василий Многогрешный, ссыльный черниговский полковник. брат опального гетмана и два члена атаманских семей Яков Мстиславович Кольцо и Константин Родионов.

Русским воеводам должны были подчиняться все енисейские казаки, хотя они не раз бунтовались и отдельными партиями уходили дальше на восток. Вообще же, по cловам историка, «в условиях военного стана, хозяином положения всегда было «войско» с его своеобразным строем военного товарищества».

Гарнизоны енисейских казаков должны были защищать возникающие города и деревни, охранять ясачные племена от нападений их противников, участвовать в сборе ясака, сопровождать в крупные центры, а иногда и в Москву, «соболиную казну», «нести отъезжие караулы» и «дальние проезжие станицы», «гонять» с отписками и донесениями.

Река Енисей 

Такой порядок их служебного и общественного строя оставался неизменным до XIX в., когда енисейские казаки были подчинены ведению Иркутского генерал-губернатора, который считался также Наказным атаманом Войск Енисейского и Забайкальского. Войсковое правление енисейских казаков находилось в Красноярске. Оно ликвидировано в конце прошлого века, после чего станицы и поселки начали получать наряды непосредственно из генерал-губернаторства и должны были выставлять из очередных служивых трехсотенный Дивизион, несший службы конвоя, а также охраны дорожных трактов и участка границы с Монголией.

В 1822 году енисейские казаки, согласно «Устава о Сибирских городовых казаках» перешли в разряд городовых казаков, из них был образован Енисейский городовой казачий полк. Тогда же казаки были разделены на полковых и станичных. К первым, вошедшим в состав полка, были отнесены казаки, не успевшие обзавестись прочным хозяйством, или те, которые должны были отправлять службу в местах, отдалённых от постоянного места жительства. Те же, которые обзавелись хозяйством, были зачислены в разряд станичных, отбывавших различные повинности только в местах своего проживания. Те и другие были оставлены в ведении гражданского начальства и причислены к составу губернской полиции.

Карта земель Забайкальского казачьего войска, и отдельных Иркутского и Енисейского конных полков

Общее начальство над енисейскими казаками было вверено гражданским губернаторам; непосредственное управление полковыми казаками принадлежало полковому атаману. Станичные казаки были подчинены ведению земских исправников. Служебные обязанности казаков состояли, помимо охранения спокойствия и безопасности в местах, ими занятых, в выполнении различных поручений гражданского начальства по части земской полиции. В награду за эту службу, заканчивавшуюся только при полной неспособности к ней, казакам было определено отвести земельные наделы по 15 десятин на человека. Полковым казакам, сверх того, полагалось солдатское провиантское довольствие и фураж, a при дальних командировках — и жалованье. Станичным казакам жалованье не было определено, но зато они получили освобождение от всех государственных податей, денежных земских сборов и, сверх того, право беспошлинной меновой торговли с пограничными народцами. Наконец, за теми и другими казаками были сохранены земельные участки, отведённые им ранее в собственность. В каком положении находились енисейские и другие казаки Восточной Сибири в 1833—1837 годах, можно видеть из отчёта генерал-губернатора Броневского:

«Казаки эти не имеют должного устройства, почти не вооружены и почти пешие; содержание от казны получают самое скудное, но на службу по городской и земской полиции употребляются беспрерывно; многие без домов и хозяйства, долженствующего поддержать существование их и семейств их. Такое положение привело многих в нищету и требует всего внимания к их положению».

Результатом этого доклада были передача енисейских городовых полков в военное ведомство. В 1851 году из казаков Енисейского городового полка и станичных казаков Саянской и Абаканской станиц был составлен Енисейский казачий конный полк. На усиление его состава были обращены несколько местных поселений казённых крестьян, вместе с проживавшими в них отставными солдатами. На полк было возложено содержание караулов и разъездов в городах и около заводов, конвоирование арестантов и казённых транспортов, поимка беглых и другие обязанности полицейского характера. В то же время Енисейский казачий конный полк был соединён с Иркутским казачьим конным полком в бригаду. В 1864 году, для улучшения организации караульной и этапной службы в Иркутской и Енисейской губерниях были учреждены местные команды регулярных войск.

Однако это не могло удовлетворить особых потребностей местной службы, требовавшей, наряду с пешими, конных войсковых частей. Ввиду этого, хотя с учреждением местных команд и возник вопрос об упразднении Енисейского казачьего полка, местное начальство находило возможным предоставить казачьему населению, с переходом в гражданское ведомство, сохранить за собой свой исконный способ отбывания воинской повинности путём выставления ежегодно конных казаков или милиционеров. В 1871 году Енисейский казачий полк был упразднён, и весь состав его, за исключением урядников и казаков, был обращён в крестьян, лица же, оставшиеся в казачьем сословии, составили отдельную Красноярскую казачью сотню.

 

Енисейские казаки. Красноярская казачья конная сотня, 1880 год 

В 1900 году издано положение о мерах к завершению поземельного устройства чинов и населения упразднённого Енисейского казачьего конного полка. В Русско-японскую войну 1904—1905 годов казачьим населением Енисейской губернии выставлен Красноярский казачий дивизион в составе трёх сотен.

25 мая (8 июня) 1917 года на Первом съезде енисейских казаков в Красноярске было принято решение об образовании Енисейского казачьего войска. Вскоре Совет Союза Казачьих войск принял Енисейское казачье войско своим полноправным членом. 6-м Чрезвычайным Большим кругом Енисейских казаков, состоявшимся в августе 1919 года в Красноярске, было установлено гражданское управление Енисейским казачьим войском, утверждённое войсковым атаманом генералом Поповым в октябре 1919 года. Их община в 25-30 тысяч душ выставила в армию Походного атамана Сибирских казачьих Войск одну конную бригаду.

Енисейские казаки. 4-й войсковой круг Енисейское казачье войско. 1919 год

В 1920 году Енисейское казачье войско, как и все казачьи войска, было упразднено Советским правительством.

В постсоветское время началось возрождение енисейского казачества. В 1997 году был одобрен устав Единого Енисейского казачьего войска. К настоящему времени штаб-квартира войска находится в Красноярске, численность составляет около 7 тысяч человек.

 

источники:

Казачий словарь-справочник, А.И. Скрылов, Г.В.Губарев

https://ru.wikipedia.org/wiki/Енисейские_казаки

 

17:40
1479

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Помимо всем известных 11 казачьих войск существовали и десятки других войск и частей как казачьих так и находящихся на положении казачьих
Четыре столетия назад первое посольство из России побывало в Пекине
Ночь с 11 на 12 апреля 2015 года для Донецкой Народной Республики не прошла спокойно
12 апреля 2015 года весь православный мир справлял «праздников праздник и торжество из торжеств» - Пасху, Светлое Христово Воскресение