В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества

Казаки - Иргенские мученики

Иргенские мученики Симеон, Киприан, Иосиф и Василий с дружиной — воины из отряда воеводы Афанасия Пашкова, замученные им 1656—1662 годы в Иргенском остроге. Почитаются в Русской православной церкви как мученики — «Симеон, Киприан, Иосиф, Василий и иже с ними, Иргенские, Сибирские». Память совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице — День всех святых, в земле Российской просиявших.

 

История острога

Иргенский острог — один из первых острогов на территории Забайкалья. Основан в 1653 году, упразднён в начале XVIII века. На его месте ныне село Иргень Читинского района Забайкальского края.

Иргенский острог был основан 3 октября (24 сентября по старому стилю) 1653 года отрядом казаков во главе с сыном боярским Петром Бекетовым. Отряд вышел из Енисейска в июне 1652 года и за год добрался до окрестностей озера Иргень. Место было выбрано на правом берегу реки Хилок на небольшом отдалении от озера. Острог отстраивался зимой и задумывался как форпост для освоения края. Он располагался в 0,4 км восточнее озера Иргень, на правом берегу реки Хилок, в 1,2 км севернее современной деревни Иргень Читинского района Читинской области. Были построены "казенный анбар да шесть изб казачьих зимних, с нагороднями. В остроге двои ворот, караульня над воротами. И всякие острожные крепости в остроге и за острогом и надолбы кругом острогу поделаны". После этого, перебравшись через волок, служилые люди на плотах начали сплавляться по р. Ингоде. Однако, проплыв от волока около 10 верст, они натолкнулись на сплошной лед. Груз не позволял отряду вернуться назад, и Бекетов приказал срубить "анбар государев да три избы казачьи, а в зимовье и около зимовья велел крепости учинить". Там казаки сложили государеву казну и свои запасы, для охраны которых оставили несколько человек, а остальная часть отряда вернулась в Иргенский острог.

В 1654 году Бекетов с отрядом отправился дальше на реку Шилку, оставив небольшое количество людей в остроге. В 1655 году укрепление сожгли тунгусы, однако нерчинский воевода Афанасий Пашков приказал в 1657 году отстроить острог заново и сделал его одной из своих резиденций. О правлении воеводы Пашкова сохранились записи протопопа Аввакума, в которых он жалуется на жестокость и злоупотребления.

Постепенно Иргенский острог стал утрачивать своё значение, так как река и озёра обмелели, а основной тракт изменился и стал проходить через Еравнинский и Телембинский остроги. В начале XVIII века острог был упразднён.

В 1735 году Герхард Миллер составил описание Нерчинского уезда, в котором рассказывал о часовне святых Симеона, Киприана и Иосифа. Предположительно речь шла о часовне святого Герасима Иорданского, стоявшей на берегу озера Иргень, и использовавшейся как баптистерий. Это место стало объектом паломничества.

 

Жизнеописание 

Иргенские мученики были казаками, прибывшими с отрядом воеводы Пашкова в Забайкалье. Первое письменное сообщение о них содержится в записках священномученика Ефрема, бывшего начальником Забайкальской духовной миссии. Его записки были опубликованы в 1911 году и содержат рассказы местного духовенства и паломников посещавших Иргень.

Имена трех воинов — Симеона, Киприана и Иосифа сохранили народные предания, а имя четвёртого — Василия — стало известно только в 1886 году. Согласно рассказу купеческой жены Скобельциной из Благовещенска, страдавшей от тяжёлой болезни, ей во сне явился воин, назвавшийся Василием с Иргени, и велел выздоравливать. Выздоровев, женщина посетила Иргень где рассказала о видении местному священнику, отслужила панихиду по «мученике воине Василии». После этого имя «Василий» было приобщено к именам других иргенских мучеников.

В современных работах (статья «К истории крестного хода на Иргень» (1998 год) читинского краеведа Г. А. Жеребцова, «Патерик сибирских святых и подвижников благочестия» (2006 год) протоиерея Анатолия Дмитрука) о мучениках сообщается как о «четырёх братьях доброй жизни, трудолюбивых, богатых и имевших на окрестных жителей сильное и благотворное влияние». В пользу этой версии свидетельствует чтимая на Иргени икона Божией Матери «Знамение», на полях которой помещены лики святых Симеона Юродивого (VI в.), мученика Киприана Никомидийского (III—IV в.) и Иосифа Обручника. Предполагается, что эту икону с изображением их небесных покровителей братья взяли с собой в поход в Сибирь.

Священномученик Ефрем

История смерти

Первой версией о причине смерти Иргенских мучеников называют зависть воеводы Пашкова в отношении «честных и трудолюбивых братьев». Он, используя как повод их незначительную провинность, в качестве наказания приказал им в короткий срок засолить 40 бочек карасевых «язычков». Братья не исполнили приказа и были подвергнуты жестоким мучениям — их били бичами, морили голодом, в результате чего они скончались. По преданию, в день погребения братьев произошло чудо: когда казаки вернулись с похорон, то увидели бочки, заполненные до краев карасёвыми язычками.

В качестве более реальной причины смерти братьев архимандрит Ефрем называет их приверженность «старой вере». В отряде Пашкова под влиянием конвоируемого им протопопа Аввакума было много сторонников его религиозных идей, готовых пострадать за них до смерти. В своей «Памятной записке о злоупотреблениях и жесткостях воеводы Пашкова» Аввакум приводит многочисленные случаи жестокой расправы воеводы над своими подчинёнными (только голодом было уморено более 500 человек). Возможную принадлежность иргенских мучеников к староверам подтверждает факт их захоронения не в досчатых гробах, а в выдолбленных колодах (традиционная форма гроба у староверов). Также у староверов Иргень, ставшая местом погребения мучеников, является одним из мест традиционного паломничества.

Протопоп Аввакум

Почитание

К Иргенским мученикам верующие обращались за помощью в рождении детей. Известно письмо семипалатинского купца к епископу Забайкальскому и Нерчинскому Мелетию с просьбой помолиться на Иргении у гробов мучеников о даровании ему наследника.

Место погребения

Относительно места погребения иргенских мучеников существует две версии:

Тела братьев были погребены на кладбище Иргенского острога, который в 1708 году был полностью разобран по причине ветхости. Предание, сохранившиеся в записках архимандрита Ефрема, сообщает, что братья явились местным пастухам-бурятам, которые пригоняли пастись скот на месте их погребения, и просили не допускать животных на их могилы. Сообщают и о явлении мучеников православным с просьбами молиться «о упокоении пострадавших на Иргени Симеоне, Киприане и Иосифе с дружиной», сопровождавшейся угрозой засухи и голода в случае забвения места их погребения. После этого на месте явления мучеников вначале поставили крест, а затем возвели часовню. Часовня была сделана из простого деревянного дома, привезённого с берега озера Шакши в котором, по преданию, жил ссыльный митрополит Арсений (Мацеевич).

«Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия» протоиерея Анатолия Дмитрука сообщает, что родственники воеводы Пашкова, устроили на месте дома братьев церковь в которой под спудом и были положены их останки. Из описания Иргенского острога следует, что избы казаков располагались под его угловыми башнями.

Часовня на месте, где была церковь на озере Иргень

Герхард Миллер в своём описании Нерчинского уезда (1735 год) сообщает о стоящей на месте Иргенского острога часовне во имя трёх ещё не канонизированных святых Симеона, Киприана и Иосифа. На тот момент от Иргенского острога сохранилась только часовня святого Герасима Иорданского, стоявшая берегу озера Иргень, и использовавшаяся как баптистерий. Вероятно, к ней Миллер отнёс предание о замученных воинах.

В 1862 году простая деревянная часовня над могилой мучеников была переделана в церковь в честь святых Симеона, Киприана и Иосифа, бывших небесными покровителями братьев. В 1877 году церковь сгорела и под её пеплом были обретены мощи иргенских мучеников, лежавшие в выдолбленных колодах. В том же году над могилой воинов была устроена небольшая церковь, которую как и прежнюю освятили во имя святых Симеона, Киприана и Иосифа. Архимандрит Ефрем (Кузнецов) сообщает, что «в субботу после 9-й пятницы в этом храме обычно совершаются заупокойная литургия и панихида по замученным здесь воинам, а также творится поминовение всех усопших, о благовестии Христове в Забайкалье потрудившихся».

Иргень с конца XVIII века стал ежегодным местом паломничества — ежегодно к нему совершался крестный ход из Читы с местночтимой иконой Божией Матери «Знамение».

Крестный ход на Иргень 

Был период, когда крестный ход на Иргень был запрещён по распоряжению Иркутского епархиального начальства как возникший без ведома духовного начальства и его неосведомленности о иргенских святынях и их истории. По преданию после этого «не один год продолжалась губительная засуха, неурожай хлеба, плодов и трав, степные и лесные пожары». Крестные ходы на Иргень были возрождены в конце XIX века и продолжались по 1916 года. В современной истории эта традиция возобновилась с конца XX века.

Мощи

Первое сообщение об обретении мощей иргенских мучеников относится к 1877 году, когда церковь над их могилой сгорела:

«Церковь сгорела вся дотла, сгорел и пол в церкви. Когда разрыли груду углей, оставшихся от пожара, то все и православные, и буряты, съехавшиеся на пожар, с удивлением увидели, что гроб-колода с чтимыми останками воинов, бывший поверх земли под полом храма, остался совершенно не тронутый огнём, хотя на нем лежала громадная куча горящих углей; и даже бывшая на гробе парчовая пелена осталась целою».

В 1911 году мощи святых, находившиеся в двух гробах-колодах под полом церкви, по благословению епископа Мефодия были освидетельствованы архимандритом Ефремом и иереем Николаем Корелиным. Акт освидетельствования мощей сообщает:

«…спустились под пол названной церкви, где в особом гробе, поставленном поверх земли, покоятся останки похороненных, по преданию, здесь замученных воинов <…> Все кости в обоих гробах — в целости и вполне сохранившиеся».

Мощи остались лежать в колодах под спудом до разорения Иргенского стана. В 1920-е годы церковь на Иргени была разобрана, мощи мучеников остались в земле. Раскопки на месте острога проводились в 1994 году Амурским археологическим отрядом Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН под руководством доктора исторических наук А. Р. Артемьева. Место захоронения мучеников обнаружено им не было.

источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иргенские_мученики

http://ostrog.ucoz.ru/ostrogy/2_2.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иргенский_острог

23:25
102

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Вадим Александрович поделился своими мыслями и впечатлениями, навеянными поездкой в польский город Люблин, где 27-29 мая 2016 г
История Войскового собора святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре
Участие людей в казачьей форме в разгоне митингов вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе.
О казацком населении городка Маяк