В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Декабрь, 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
      

Казаки "ло-ча"

После взятия китайскими войсками в 1685 году острога Албазин на Амуре часть русских казаков была уведена в Пекин. Казаки быстро ассимилировались и уже в начале XVIII века больше походили на китайцев. Тем не менее одним из основных мотивов открытия в 1716 году в Пекине Русской духовной миссии (РДМ) было как раз окормление албазинцев.

В XIX веке албазинцы почти полностью потеряли свое привилегированное положение в китайской армии, современники описывали их как людей заносчивых, гордящихся своим гвардейским прошлым, считавших всякое занятие недостойным. Многие албазинцы так или иначе были связаны с РДМ. Но российское духовенство относилось к ним довольно пренебрежительно, считая, что они отступятся и от православия, и от миссии, как только перестанут получать от нее помощь. Восстание ихэтуаней в 1900 году доказало несправедливость такого отношения к албазинцам. Радикально настроенные против европейцев и христиан ихэтуани сожгли дотла территорию миссии, уничтожили несколько сот православных китайцев, большинство из которых были албазинцами. Избежать смерти было нетрудно — ихэтуани требовали от китайцев только отречься от Христа. Но албазинцы сознательно шли на смерть.

Уцелевшие после восстания ихэтуаней албазинцы со своей иконой-святыней. 1901 год

После восстания ихэтуаней РДМ восстанавливалась на той территории, которую когда-то император выделил для своей Русской сотни. В 1904 году в память о погибших за веру Христову китайцах в центре миссии был построен оригинальной архитектуры храм Всех святых мучеников, в склепе которого в мраморных гробницах поместили останки жертв ихэтуаней.

Почти все албазинцы работали либо при миссии, либо (после революции 1917 года) в русских эмигрантских организациях. Приход к власти китайских коммунистов в 1949 году привел к исчезновению русской диаспоры, а впоследствии и РДМ.

Храм Всех святых мучеников на северном подворье РДМ

Их невозможно отличить от китайцев. По-русски они не говорят. Однако предков своих помнят и сохраняют русские имена и фамилии, что отображается в их китайских паспортах: Ду — Дубинины, Яо — Яковлевы.

Отыскать албазинцев — задача не из легких. В среде современной русской диаспоры в Пекине о потомках албазинских казаков знают и лишь изредка с ними встречаются. Сами албазинцы какой-то единой общиной не являются. Они непросто идут на контакт, по-русски не говорят, мало кто из них знает какой-либо другой язык, кроме китайского. Тем не менее албазинцы гордятся своим происхождением, сохраняют некоторые русские традиции и, как они считают, самое главное — православную веру.

Албазинцы помнят свои русские фамилии благодаря древней китайской традиции составлять родовые таблички — цзяпу. В старом Китае цзяпу имелись даже у крестьян, записывавших на них имена предков, живших сотни лет назад. Что касается истории переселения в Китай, то ее рассказывали так. После взятия китайцами острога Албазин (в китайской традиции — Яксы) 45 пленных казаков, героически оборонявших приграничную крепостицу, привели в Пекин. Версию о добровольном переходе на службу к китайскому императору албазинцы отрицают категорически. Весь путь пленники проделали пешком, большинство при этом погибли. До столицы Китая смогли добраться представители пяти фамилий: Дубинины (в Китае ставшие Ду), Яковлевы (Яо), Романовы (Ло), Хабаровы (Хэ) и Холостовы (Хо).

 

Правитель Китая оценил мужество и боевые качества казаков: в составе личной императорской гвардии была создана специальная Русская сотня. А самих албазинцев китайцы называли "ло-ча". Казакам положили хорошее жалованье, дали землю, дома, жен. Последними были то ли придворные девицы, то ли вдовы казненных преступников — в разных семьях бытуют различные версии. Так албазинские казаки стали смешиваться с китайцами, превратившись в особое этническое сообщество — китайское по языку и православное по вере.

Сколько сейчас албазинцев в Китае — подсчитать сложно. Сами албазинцы говорят, что их приблизительно 300–400 человек. Большинство живут в Пекине, несколько десятков — в Тяньцзине, есть албазинцы в Харбине, Шанхае, Ухани, вероятно, и в других крупных городах. Из пяти родов, приведенных в Китай, до нашего времени сохранились представители трех фамилий — Ду, Яо и Ло. Самым многочисленным является род Дубининых (Ду).

Дубинины

Примерно до 2000 года большинство албазинцев проживали недалеко от российского посольства в Пекине. После реконструкции квартала они разъехались по всему городу.

Самую суть своего русского духа албазинцы видят в православной вере. Собственно, это главный показатель, по которому они отличают албазинца от китайца, пусть даже кто-то из родителей и является потомком албазинских казаков. Правда, православная вера у албазинцев довольно своеобразная, это, скорее, некая православная традиция. К примеру, никаких молитв не знают, молитвослова не имеют, Евангелия — тоже.

11:50
254

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Вопрос принадлежности Казачьего Союза «Область Войска Донского» часто возникал, особенно, в первые месяцы народно-освободительной борьбы Новороссии.
Помимо всем известных 11 казачьих войск существовали и десятки других войск и частей как казачьих так и находящихся на положении казачьих
Генерал от кавалерии, войсковой атаман Донского казачьего войска Пётр Краснов
В событиях прошлого всегда присутствует урок для настоящего