В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Май, 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  

Казаки на охране К.В.Ж.Д

Первоначально до начала строительства рассматривалось два варианта направления. Первый через Кяхту, Монголию и затем по китайской территории на русский Дальний восток, второй вариант предполагал проложить дорогу через Маньчжурию к Тихому океану. Если бы дорогу проложили через Кяхту и Монголию, Забайкалье осталось бы оторванным от цивилизации. Сторонником Маньчжурского варианта был министр финансов С. Ю. Витте, считавший, что железная дорога будет содействовать мирному завоеванию Маньчжурии и развитию Забайкалья, которое император считал перспективным регионом.

Изыскания для постройки дороги производились под охраной отряда из 400 солдат приаргунского военного округа под начальством генерального штаба капитана Соковкина. Затем, для охраны дороги решено было стражу комплектовать из льготных казаков Росси по вольному найму, имея в виду, что казачество является элементом, наиболее подходящим к охранной служба, которую многие из казаков изучили за время служена на Закавказской и Среднеазиатской границах. Формирование первых охранных частей поручено было командиру 4 Закаспийской стрелковой бригады полковнику А. А. Гернгроссу с назначением его главным начальником охранной стражи (Протокол Правления К. В. Ж. Д 1897 г. 20-VII № 114).        

Офицеров для охраны разрешено было брать из строевых частей, причем они пользовались всеми правами военной службы. Одежда чинов стражи состояла из черной тужурки с желтыми петлицами и кантом, синих шаровар, полушубка и бурки. Папаха с желтой тульей, и желтая фуражка с черным околышем снабжены были кокардой с изображением дракона.

 

Кокарда

Между прочим, дракон этот смущал многих, видевших в нем изображена не то чего-то иноземного, не то нечистого и некоторые обращались не раз за разъяснением сего к священнику стражи.

Впоследствии, когда во время китайских беспорядков раненому сотнику Казаркину пришлось отнять руку, на которой был вытатуирован дракон, в этом некоторыми лицами усмотрено было наказание Божие.

 

Бляха с ремня

Первоначально сформировано было пять сотен: по одной из терцев и оренбуржцев, две из донцов и одна наполовину из оренбуржцев и наполовину из запасных соддат-закаспийцев, всего 750 казаков. Конский состав решено было приобрести из монголок в Маньчжурии (прим. имеются ввиду лошади монгольской породы). Эти пять сотен 1 ноября 1897 года отплыли из Одессы на крейсере Добровольного флота «Воронеж» во главе с полковником Гернгроссом, и десятью офицерами и ветеринарным врачом.

В начале 1899 года начал формироваться второй эшелон из десяти сотен: трех донских, двух кубанских, трех оренбургских, одной уральской и терской, всего численностью 1390 казаков. Эшелон выехал под начальством полковника Зубковского на французском пароходе 8 апреля 1898 г. На борту было также семнадцать офицеров, священник, медицинский персонал и хор. Для формирования второго эшелона командированы были офицеры и соответствующие войска, где и нанимали казаков, наиболее подходящих по здоровью и аттестованных хорошо начальством, так как в первом эшелоне оказался большой процент не подходящих по здоровью, их пришлось отправлять обратно из Владивостока. К концу 1898 г. прибыла из Приамурья сформированная там рота из 250 человек, а в 1899 году последние три эшелона из восьми рот и четырех сотен.

Всего к 1900 г. состояло в охрана девять рот и девятнадцать сотен, силою в 2000 штыков и 2527 шашек. В числе 66 офицеров прибыл полковник второй гренадерской артиллерийской батареи. П. И. Мищенко, лейб гвардейского казачьего полка полковник П. Н. Денисов, четырнадцать казачьих и нисколько гвардейских офицеров, а также будущий председатель государственной думы Российской империи А. И. Гучков. В 1899 году Гучков был уволен распоряжением С. Ю. Витте за оскорбление действием инженера. После этого Гучков стал ненавидеть Витте и российскую власть.

Местность для строительства была дикая, малонаселенная; бродили шайки хунхузов (прим. китайские бандиты), с которыми приходилось иметь часто стычки. В общем 1898 и 1899 года прошли благополучно, но в 1900 году неожиданно началось боксерское восстание. Охрана мужественно защищала строителей и русское население, которому пришлось отступать, частью в Харбин, а частью в Забайкалье и Приморье. Харбин с честью выдержал осаду и дождался подхода русских войск. Потери составили около ста человек.

 

Казаки Заамурского округа пограничной стражи

Пришлось восстанавливать разрушенное и довести силы охраны сперва до одиннадцати тысяч человек, а в 1901 году до двадцати пяти тысяч, причем охрана была названа Заамурским округом Пограничной стражи, с подчинением, через командира корпуса пограничной стражи министру финансов, в ведение которого находилось все предприятие К. В.Ж. Д. Стража в дальнейшем доблестно участвовала в войне с японцами е 1904-05 годах, защищала дорогу и частью выступала с полевыми войсками; а в 1915 г. стража была включена в состав российских армий, действовавших на западной границе империи, где заамурцы снискали себе неувядаемую славу, благодаря отличной военной подготовке, к которой приложили руку генерал Чичагов и генерал Корнилов.

Автор: Роман Литвинцев

01:45
57

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Командир Атаманского казачьего полка в войнах против наполеоновской Франции С.Ф. Балабин 2-й
Гребная флотилия и казачья пехота под началом Антона Головатого
Бурятское казачье войско на охране российских границ
Как из казаков зарождался первый русский спецназ