В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Декабрь, 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

Тумы и болдыри в Войске Донском

 

«А жены себе красныя и любимыя,

водим и выбираем от вас же из Царяграда,

а с женами детей с вами вместе приживаем…»

На Дону прозвище Болдырь, ставшее впоследствии фамилией Болдырев было довольно распространённо. В Донских Делах, Актах, относящихся к истории Войска Донского и других материалах, часто встречаются Болдыри.

Принято считать, что прозвище «тума» и «болдырь» давалось на Дону детям, рождённым от ясырок, пленниц-инородок. В 1686 г. упоминается донской казак Емелко Тума. Тумами в некоторых источниках называют рождённых невольницами от татар и турок. Вспомним легендарного запорожского кошевого Ивана Дмитриевича Сирко, выводившего тум из Крыма.

Возможно, что и на Дону называли так рождённых от казачьих жен-турчанок, бывших невольниц. Некоторые авторы называют тумами Степана и Фрола Разиных, якобы их старший брат Иван был рождён русской женщиной, а они – невольницей.

Вероятно, тумы, которых на Нижнем Дону в ХVII – начале ХVIII вв. было немало, особенно в Черкасске, представляли в Войске несколько обособленную группу. Так они не поддержали занявшего Черкасск Кондратия Булавина и с сыном бывшего войскового атамана Фрола Минаева отогнали конские табуны в Азов, к тамошнему губернатору Толстому.

Когда после неудачного для России Прутского похода Азов был передан Турции, янычарский ага Азова Алходжа Селим-ага в 1713 г. на встрече с донцами склонял их к выступлению против Москвы. И говорил «непристойные слова»: «… свои вы казаки и ежели вы оное зделаете, и мы вас не такими чекменями наградим, какие ныне на вас, а на некрасовцев вы не смотрите, что они голы ходят, для того что они мужики, а вы наши природные тумы..». Таким образом, давал понять, что среди нижнедонцов много турецкого кореня, некрасовцы, выходцы со среднего Дона русаки.

В словаре издания под редакцией Б.А. Алмазова Болдырь – ребёнок от смешанного брака казака и местной женщины (татарки). Однако волгоградский исследователь Виталий Гусев убедительно опровергает эту версию. Из опубликованных им источников («О происхождении донских казаков. XVII–XVIII вв. Материалы по истории и генеалогии казачества») видно, что «болдырями» назывались выходцы из плена (татарского, турецкого, калмыцкого).

В «Списке награждённых за службу казаков» 1722 года записаны Кирила, Раман и Алексей Болдыри. В Реестре жалованным казакам 1726–1728 годов Середней станицы г. Черкасска из 211 человек 12 болдырей. Практически у каждого приписка выходец ис полану. В составе Зимовых станиц часто включаются один-два Болдыря. Как известно, в Зимовые станицы включались вышедшие из плена, турские и крымские полоненики, чтобы они могли дать информацию и получить дополнительное государево жалованье за полонное терпение и выход.

Сторонники традиционной версии могут предположить, что все эти выходцы из плена всё равно рождены инородками. Но в опубликованных В. Гусевым архивных документах есть «скаски» о происхождении казаков, записавшихся на Царицинскую линию (смотрите ниже таблицу). В них указано, здешний уроженец или сходец, откуда родом, а если сходец, то когда пришёл на Дон. Среди Болдырей (в некоторых случаях записаны Балдырь) люди различного происхождения. Тут были казачьи сыновья с Дона и черкашенин, серб и уроженец Каменец-Подольска, однодворец и попович. Чтобы утверждать, что все они были рождены ясырками, надо обладать весьма богатой фантазией.

Из известных людей болдырем можно считать одного из виднейших предводителей казачества в эпоху Смутного времени атамана Ивана Мартыновича Заруцкого. Уроженец западноукраинского Тернополя, он ребенком попал в плен к татарам. Повзрослев, он сбежал от них и ушёл на Дон, где быстро выдвинулся в атаманы. В то же время совсем отвергать версию о болдырях-метисах, представляется, рано. В калмыцком языке слово балдыр (с окончанием на последнем слоге) означает человека смешанного происхождения, например, калмыка с русским. Балдыр, балдырка – так в Калмыкии называют метисов, детей, чьи родители принадлежат к разным этническим группам.

Реестр Жалованным Казакам в Низовом корпусе 1726–1728 годов:

- Яков Болдырь вышел ис полону;

- Максим Болдырь выходец ис полану;

- Павел Михайлов Болдырь выходец ис полану;

- Василей Пирожников Болдырь выходец с полану;

- Иван Тимофеев Болдырь выходец ис полану;

- Фома Маленькой болдырь выходец с полану;

- Тимофей Дмитрев Болдырь выходец ис полану;

- Болдырь Федор Иванов вышел с полану, живет в нашей станице;

- Болдырь Прокофей Федоров сказал: «вывезен с полану тому будет шестнадцать лет», о чем свидетеля скаска взята;

- Болдырь Никита Никитин сказал: свезен с Кубану в малых летах, о чем свидетеля скаска взята;

- Болдырь Василей Васильев Кубек.

 

В «Реэстре бурлакам» Болдырь Иван Барисов сказал: «вывезен он ис полану бывшим старшиною Никифором Антипьевым», о чем свидетеля скаска взята.

Как видим, Болдыри встречаются и среди бурлаков. Кстати, вопреки распространённому мнению, среди бурлаков были и казачьи сыновья, рождённые на Дону.

Александр Скидан-Цыганков

21:55
268

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Герой степных походов донского казачества и Русско-шведской войны 1741–1743 годов
Казак В. В. Орлов-Денисов - герой Отечественной войны 1812 года
История забайкальских казаков
Казачий Есауловский бунт