В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Февраль, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

Почему в России никогда не любили казаков

В сознании современного россиянина казаки представляются отважными защитниками русской земли, немного бесшабашными, со своим специфическим укладом и давними традициями. Но почему-то отношения между казачеством и остальным населением нашей необъятной Родины издавна складывались не самым лучшим образом.

Наиболее остро это проявилось во время Гражданской войны. Большевики воспринимали казаков как своих противников и приложили все усилия, чтобы уничтожить их как класс. Но, политика «расказачивания» имела под собой глубокие исторические корни.

Издавна казаки противопоставляли себя остальному русскому народу. Даже в сословной иерархии Российской империи казачество было выше русского крестьянства и представителей других национальностей, так называемых «инородцев».

Существует версия, что между казаками и русскими есть даже этнические различия. Согласно этому предположению, первыми казаками были представители кочевых тюркских народов на окраинах Руси – торки, берендеи, черные клобуки и другие. Постепенно они смешались со славянским населением, приняли православие, создав своеобразный субэтнос.

Даже сегодня в некоторых казачьих регионах, например, на Кубани, можно иногда услышать что-то вроде «у них там, в России». У Шолохова в «Тихом Доне» старик Мелехов говорил: «Русь вонючая тут править не будет.»

Этими противоречиями воспользовался в свое время Гитлер, приравнивая казаков к арийцам и называя их потомками остготов. Многие из них поддались нацистской пропаганде и пошли служить в казачьи подразделения вермахта.

Русское крестьянство и рабочий класс отвечали казакам взаимностью. Тем более что в Российской империи они выполняли не только военные функции, но и карательные. Казаки участвовали в подавлении крестьянских волнений в селах и забастовок в городах. Особенно активно они способствовали подавлению революции 1905 года.

Примечателен также тот факт, что когда в Гражданскую войну Деникин договаривался о совместных действиях с терскими казаками, они поставили ему интересное условие, потребовав, чтобы каждый захваченный ими город отдавался на три дня для разграбления. Как-то не очень это вяжется с тем фактом, что казаки – русские люди.

Если казаки не слишком церемонились со своими русскими соотечественниками, то освоение земель и расширение государства Российского иногда сопровождалось настоящими зверствами по отношению к коренному населению. Часто земли отбирались силой, селения вырезались полностью, вместе с женщинами и детьми. Не брезговали казаки и работорговлей.

Память об освоении Сибири и Кавказа казаками до сих пор остается в глубинах памяти тех, кого тогда называли «инородцами». Например, совсем недавно неожиданно жесткое сопротивление бурятского населения вызвал проект установки памятника казакам-основателям в Улан-Удэ. В России и постсоветских республиках известны также примеры демонтажа памятников, посвященных казакам.

Издавна казаки пользовались привилегиями у русских царей и российских императоров. Взамен они стали преданными и горячими сторонниками монархии и защитниками страны. Казаки проявили себя во всех войнах, защищали Россию от захватчиков. Многие из них сложили головы на полях сражений за свою страну.

В отличие от преобладающего крестьянского населения страны, которое было крепостным, казаки были свободными людьми, владевшими собственной землей и обрабатывавшими ее самостоятельно или с помощью наемного труда. За это они были благодарны власти и были готовы защищать ее от любых угроз – и зарубежных, и внутренних. Даже обеспечение своей безопасности императорская семья поручила казакам.

После низложения монархии казаки стали не только не нужны, но и опасны для новой власти. Это была вооруженная, обученная и неконтролируемая сила. Казачество почувствовало себя освобожденным от службы. В ряде казачьих регионов даже возникли и усилились сепаратистские настроения.

Тогда большевики пошли путем физического устранения богатых станичников и уравнивания их с неказачьим населением казачьих регионов. Можно сказать, что тогда казачество и перестало существовать.

В постсоветское время активизировались движения за возрождение традиций. Начало возрождаться и казачество. За малым исключением речь идет больше о культурно-исторической составляющей. Казачьи песни, костюмы, обряды делают жизнь этих людей ярче и интереснее, заставляют почувствовать гордость за своих предков. Но той роли, которую казачество играло в Российской империи, в современной России оно, видимо, не будет играть никогда.

Хотя...
13:00
253

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Для реестровых казаков наступают тяжелые времена
Донской Есенин- Николай Туроверов
Жизненный подвиг кавалерист-девицы Надежды Дуровой