В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Май, 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Польская пропаганда против украинских казаков

Стефан Чарнецкий, картина Я. Суходольского

 

Депутаты польского сейма из объединения левых сил «Левица» (Lewica) обратились в министерство национального образования с официальным призывом убрать из школьных учебников истории упоминание о гетмане Стефане Чарнецком (1599-1665) как о герое польского народа, поскольку он «был не героем, а военным преступником».

 

«Даже на фоне того кровавого периода истории Чарнецкий выделялся тем, что можно описать как исключительная изобретательность в жестокостях», – отметила представительница «Левицы» Анна Гилль-Пёнтек.

 

Это довольно редкий случай, когда польские политики признают польского исторического деятеля виновным в массовых убийствах военнопленных и мирного населения, каковые являются обязательным пунктом обвинения в военных преступлениях. В связи с этим польские левые хотят убрать упоминание Чарнецкого не только из учебников по истории, но и из гимна Польши.

 

Кстати, о польском гимне. Он написан в 1797 году участником наполеоновских войн Юзефом Выбицким под названием «Песня польских легионов в Италии». В 1927 году «Песня…» наделяется статусом государственного гимна, являясь музыкальным выражением захватнического характера польского государства. В нём восхваляется Наполеон Бонапарт, жестоко расправлявшийся с оккупированным населением. В составе наполеоновского войска поляки составляли самое крупное иностранное соединение (не менее 100 тысяч человек), участвовали в захвате Италии, Испании, подавлении восстания рабов на Гаити и неудачном походе против Российской империи.

 

«Вислу перейдём и Варту, будем поляками! Дал пример нам Бонапарт, как победу одержать!» – поётся в гимне. Висла – это на восток, в направлении России, Украины, Белоруссии. Варта – это на запад, к Германии. В гимне заложен ментальный задел к возможному расширению польского государства по всему азимуту за счёт соседей. Правда, непонятно, как поляки у Бонапарта могли научиться науке побеждать, ведь корсиканское чудовище потерпело в итоге разгромное поражение и проиграло всё.

 

Гетман Чарнецкий упоминается в гимне в связи с его походом к Познани во время войны со шведами. Упоминаются также немцы и русские (куплет про них сейчас не включается в официальный текст гимна): «Москаль, немец не осядут, раз палаш поднявши…» Таким образом, гимн Польши содержит скрытые угрозы почти всем соседям поляков – Германии, Швеции, России и вместе с ней Белоруссии и Украине.

 

К покорению Украины сей гетман имеет самое непосредственное отношение. Ведь как раз за безжалостную резню украинского (малорусского) населения его теперь обвиняют в военных преступлениях. В период захвата малорусских земель Речью Посполитой он занимал должности киевского каштеляна (замгубернатора по-современному), затем киевского воеводы (губернатора) и гетмана польного коронного (заместителя командующего армией Речи Посполитой).

 

Он участвовал в войнах с турками, русскими, шведами, крымскими татарами и украинскими казаками. Последних истреблял под корень. В 1637 году Чарнецкий подавил восстание запорожцев под предводительством атамана Павлюка, жаждавшего отомстить католической шляхте за насилие над православными. Конечной целью восстания Павлюк ставил объединение с донскими казаками и вхождение в состав российского государства. Павлюк был схвачен и предан мученической смерти в Варшаве.

 

В 1648 году Чарнецкий участвовал в подавлении восстания Богдана Хмельницкого, переросшего в русско-польскую войну. В 1663 году Чарнецкий пошёл походом на Левобережную Украину, в 1664-м кровавым катком обрушился на Правобережную Украину, где народ тоже поднялся против национального и религиозного гнёта польской шляхты.

 

Во всех этих войнах Чарнецкий люто расправлялся с захваченными повстанцами и мирными жителями, осквернял православные храмы и кладбища. Людям отрубали руки и ноги, сдирали кожу, их вешали, расстреливали, топили, сжигали, сажали на кол, забивали насмерть. Захватив хутор Суботов, Чарнецкий вышвырнул из гробницы останки сына Богдана Хмельницкого Тимоша.

 

Где прошли поляки, там оставались пожарища и горы трупов. «Людей невинных, християн так мужеского, как и женского полу, великих и малых вырубали, церкви восточные до основания искоренили, а напосле ж де и духовных до смерти мукою нестерпимою замучили», – писал Хмельницкий. Расправа над православными священниками была любимой забавой польских шляхтичей.

 

Жителей города Ставище (сейчас Киевской области) Чарнецкий приказал вырезать поголовно вместе с детьми и женщинами. Там же, у Ставища, он получил ранение в лицо, от которого скончался спустя шесть недель.

 

Чарнецкий – всего лишь один из образцов возвеличивания официальной польской историографией кровавых политических маньяков. Постоянно твердя о необходимости исторического примирения с Украиной, Польша составляет свой пантеон героев почти сплошь из тех, кто покорял Украину огнём и мечом. При этом безумные зверства приписываются украинским казакам, но никак не польской военщине.

 

Казаки, действительно, не жаловали поляков, но их действия были ответом на вековые издевательства шляхты над ними. Свадьба ли, похороны ли у пана, рождение ребёнка или военный поход – с крестьян сдирали дополнительный налог. Были введены подати на покос, помол зерна, пасеки, луга, скот… А уж тех, кого паны насмерть засекли плетьми за провинности, и не сосчитать.

 

Варшава упрекает Киев в том, что тот превратил антипольские казацкие восстания в национальный миф. Себе Польша позволяет делать миф из польских восстаний XVIII-XIX веков, от Украины же требует политической и моральной переоценки восстаний Палия, Богуна, Острянина, Наливайко, Федоровича, Хмельницкого, Кармелюка.

 

Политической, потому что хочет внести в научно-исторический дискурс на Украине тезис о фатальной ошибке украинских восстаний как антипольских. Дескать, настоящий враг Украины не католическая Польша, а православная Россия и геополитическая ориентация украинских казаков на Москву, их братский союз с донскими казаками цивилизационно не оправдан. Моральной, потому что Украина должна признать вину украинского казачества и крестьянства перед польским народом и государством за события XVII-XVIII веков.

 

Данная идеологема укладывается в канву так называемой исторической политики Польши, центральным принципом которой является утверждение о моральной, религиозной и политической чистоте Польши и её невиновности перед соседними народами.

 

Поскольку Польша основывает своё моральное право на лидерство в Восточной Европе и шефство над восточноевропейскими республиками бывшего СССР будто бы благородным и облагораживающим характером польской государственности как таковой, она не может допустить появления на светлом историческом лике своей государственности позорных пятен преступлений и злодейств. Потому и Чарнецкий в Польше – герой, достойный упоминания в государственном гимне.

 

Создано целое правительственное учреждение – Польский институт национальной памяти, функция которого клепать псевдоисторические мифы про Польшу – жертву кровожадных соседей, в руках которых по сей день находятся этнические польские земли.  В случае с Украиной это «кресы всходни» или «восточные территории» – территория Западной Украины, где польско-католическая шляхта некогда безнаказанно творила свой произвол.

23:35
431

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Казачьи части в советско-польской войне 1919 - 1921 годов
В событиях прошлого всегда присутствует урок для настоящего
22 марта 1654 года началось документальное оформление присоединения Малороссии к России
Победа казаков над шведским флотом в 1635 году