В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Декабрь, 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
      

Православный календарь на 2 октября

Православный календарь на 2 октября

2 октября (19 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 14 известных нам поименно святых.

 

Благоверный князь Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин. Русские святые второй половины XIII – начала XIV столетий, в трудные для Руси времена начала татаро-монгольского ига. Согласно Житию, князь Феодор отличался огромным ростом, физической силой и прославился многими победами. Видя доблесть князя, хан Менгу-Тимур пригласил его к себе на службу. Три года пробыл князь Феодор в Орде, где построил несколько храмов для русских пленников. После смерти первой жены князь Федор женился на дочери хана, названной в крещении Анной. Здесь же, в Орде, у него родились сыновья – Давид и Константин. Этот брак имел для Руси большое стратегическое значение.

 

Вскоре князь Федор с семьей возвратился в Ярославль, где стал заботиться о благоустройстве княжества, строительстве храмов и укреплении православной веры. Во время его княжения, во многом благодаря родству с ханом, Ярославская земля не подвергалась набегам и разорению. Чувствуя приближение смерти, святой князь принял иноческий постриг. Трогательно попросив прощения у множества собравшихся ярославцев, князь Федор мирно отошел ко Господу. Князь Федор Черный вошел в русскую историю как мудрый правитель, проводивший политику дипломатии и миротворчества в отношениях с Ордой. Этим он, а затем и его дети развили и продолжили дело святого князя Александра Невского по смягчению тяжести татарского ига и сохранению православной веры на Руси.

В 1463 году от Рождества Христова останки святого князя Федора и его детей Давида и Константина были найдены нетленными, лежащими в одной гробнице. И вплоть до сегодняшнего дня они находятся в Федоровском кафедральном соборе города Ярославля.

 

Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в период правления императора-язычника Проба, царствовавшего в Римской империи в 276-282 годах от Рождества Христова.

 

Однажды, когда в Антиохии праздновалось одно языческое торжество, сопровождавшееся не только идолопоклонничеством, но и самыми непристойными разнузданными бесчинствами, два благочестивых христианина, Трофим и Савватий, попытались остановить происходящее. Их схватили и подвергли страшным истязаниям с тщетными попытками заставить страдальцев отречься от Христа.

Во время пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили к известному изуверу – языческому правителю области Фригия Дионисию в город Синнад. Мученика истязали так, как прежде не пытали даже самых стойких христиан, но он мужественно претерпевал все, повторяя слова псалма: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».

В это время во Фригии жил знатный римский сенатор Доримедонт, тайно принявший христианство. Узнав о мучениях святого Трофима, он пришел к нему в темницу, утешил и перевязал раны. За это обоих бросили к диким зверям, а когда те не тронули мучеников, святых Доримедонта и Трофима усекли мечом. Это произошло в 276 году от Рождества Христова.

 

Преподобный Алексий (Соловьев), иеросхимонах Зосимовой Пустыни. Русский святой первой трети XX века, старец одного из самых известных православных монастырей – Смоленской Зосимовой пустыни близ города Александрова.

 

Родившийся в 1846 году в многодетной семье московского священника, настоятеля знаменитой церкви Симеона Столпника, будущий отец Алексий с ранних лет связал жизнь с церковным служением. В 1867 году святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, он был рукоположен в диаконский сан и служил в нем 28 лет, пока не стал священником.

Будущий старец рано овдовел, а когда его сын вырос, принял монашеский постриг в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Среди духовных чад старца было немало известных людей, в том числе – великая княгиня Елисавета Феодоровна, у него духовно окормлялись игумения Фамарь (Марджанова), а также некоторые члены известного религиозно-философского кружка Михаила Новосёлова.

В 1917 году старец Алексий сыграл особую роль в ходе Всероссийского Поместного Собора: именно он вытянул жребий при избрании Патриарха, которым стал святитель Тихон (Беллавин).

В 1919 году отец Алексий принял постриг в великую схиму, в 1923-м, когда Зосимова пустынь была окончательно закрыта большевиками, переехал в Сергиев (нынешний Сергиев Посад), где жил до самой кончины, последовавшей в 1928 году, у своей духовной дочери Веры Верховцевой. Здесь, невзирая на опасность, батюшку посещали его многочисленные духовные чада, в том числе – в архиерейском сане.

 

Преподобномученик Зосима Киликийский, пустынник. В период антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова, святой Зосима был схвачен и предан жестоким мучениям за веру. Однако чудесным образом страдалец оказался невредимым, что настолько поразило смотрителя тюрьмы Афанасия, что он принял христианство. Святого Зосиму и его ученика отпустили, и до конца своих дней они провели в монашеских подвигах в безлюдной пустыне.

 

Благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский. Этот святой правитель Киевской Руси жил во времена жестоких междоусобиц, своего рода первой русской гражданской войны. Князь был глубоко верующим человеком, а потому, когда был разгромлен во время одной из усобиц, решил уйти из мира, приняв сначала иноческий, а затем и схимнический монашеский постриг. Однако и это не уберегло смиренного монаха. Невинный князь-схимник был зверски убит разъяренными от междоусобной брани киевлянами в сентябре 1147 года от Рождества Христова.

 

Житие этого князя во многом напоминает подвиг святого царственного страстотерпца Николая II. Как и последнему русскому императору, князю Игорю было суждено стать «хозяином земли русской», занять великокняжеский престол в Киеве. В 1146 году, когда, как и в начале XX столетия, Русь терзали смуты. Киевская знать, ненавидевшая сам род нового князя, ложью и сплетнями настроила против него киевлян. Как и в случае с Николаем II, Игоря Ольговича предала военная верхушка, принявшая непосредственное участие в свержении князя.

После свержения князь Игорь принял схимнический постриг. Но и это не остановило мучителей. Они ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося князя и зверски его убили. Сегодня сложно сказать, в чем причина столь нечеловеческой жестокости киевлян. Но некоторые историки, как и в случае с убийством последней Царской семьи, усматривают в злодеянии даже ритуальный характер. Как утверждает известный историк, профессор Игорь Фроянов в своей книге «Древняя Русь IX-XIII веков»:

"Убийство Игоря носило магический характер, соответствующий языческому сознанию. Убить Игоря и покончить с Ольговичами – одно и то же. Убийство Игоря имело магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе."

Параллели между гибелью князя Игоря и императора Николая II можно продолжать еще долго. Но главное – понять, что объединяет их христианское смирение, с которым эти облеченные властью люди приняли свою кончину. Смирение, позволившее пусть не остановить, но хотя бы не умножать творящиеся беззакония.

 

Священномученик Константин (Голубев) и с ним двое мучеников (1918)

 

Священномученики Николай Искровский (1919)

 

Константин Богословский (1937)

 

Нил Смирнов, пресвитеры,

преподобномученица Мария (Мамонтова-Шашина) (1938)

 

 Эти святые страдальцы, в том числе в священном сане и монашеском чине приняли мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святых!

Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

11:10
313

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Похожие новости
28 февраля (15 февраля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Среда 2-й седмицы Великого поста
17 октября (4 октября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю)
1 октября (18 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 20 известных поименно угодников Божиих и одной чтимой святыни
8 октября (25 сентября по «старому стилю», церковному юлианскому календарю)